Сретенский районный суд Забайкальского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сретенский районный суд Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-33-34/2011 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Сретенск 21 января 2011 года
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г.,
при секретаре Алексеевой М.В.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю.,
истцов Арсентьева А.А., Баизова А.А.,
представителя ответчика администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края – Рысиной Е.В., действующей на основании доверенности № 3/2011 от 19.01.2011 года,
представителя ответчика администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Перфильева А.С., действующего на основании прав по должности,
третьего лица – представителя органа опеки и попечительства Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Кондинской Е.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту интересов Арсентьева , Баизова к администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сретенского района Забайкальского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с исковыми заявлениями в защиту интересов Арсентьева А.А. и Баизова А.А. к администрации сельского поселения «Дунаевское», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения.
В соответствии со ст. 151 ГПК РФ суд с учетом мнения сторон объединил данные дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, поскольку, такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по защите жилищных прав несовершеннолетних, Управлением образованием администрации муниципального района «Сретенский район», выполняющим функции органа опеки и попечительства, в прокуратуру района представлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрациях более 3-5 лет, где числятся Баизов , ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Арсентьев , ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В администрации сельского поселения «Дунаевское» состоят на льготном учете Баизов А.А. за №, Арсентьев А.А. за №.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации сельского поселения «Дунаевское» была оформлена заявка на финансирование субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью Баизова , Арсентьева .
Баизов и Арсентьев, являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждаются в особой помощи и поддержке со стороны государства, находятся в трудной жизненной ситуации.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч.1 ст.1, п.3 ст.3) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 8 указанного закона определено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
В ст.49 и ст.52 ЖК РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.
Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края №474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».
Законом Забайкальского края от 3 декабря 2009 года №285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (в ред. от 01.06.2010 года № 369-ЗЗК) на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью, предусмотрено 28639,3 тысячи рублей.
Данные средства распределены между муниципальными районами и городскими округами.
Баизов А.А. и Арсентьев А.А. находились на полном государственном обеспечении, следовательно, государство должно было проявлять заботу об их праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением их конституционных прав.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующий суд Российской Федерации.
В соответствии с внесенными изменениями в ст.45 ГПК РФ Федеральным законом от 5.04.2009 года №43-ФЗ прокурор вправе защитить любые интересы гражданина.
На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию сельского поселения «Дунаевское» муниципального района Сретенский район, администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края предоставить вне очереди:
- Арсентьеву жилое помещение площадью не ниже 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края.
- Баизову жилое помещение площадью не ниже 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Сретенского района Склема И.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований предъявленных к ответчикам, просила предоставить вне очереди истцам Арсентьеву и Баизову жилое помещение с жилой площадью не менее установленной социальной нормы, соответствующее по степени благоустроенности условиям населенного пункта, в котором будет предоставлено жилое помещение, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истцы Арсентьев А.А. и Баизов А.А. исковые требования прокурора поддержали и просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Рысина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, представила отзыв на исковое заявление (л.д.______) и пояснила, что администрация МР «Сретенский район» является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку порядок предоставления жилого помещения реализуется при условии финансирования субвенции на приобретение жилья детям сиротам Министерством финансов и Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, только после перечисления субвенции на единый счет муниципального района по решению комиссии администрация МР «Сретенский район» приобретает жилое помещение, а в последствии передает в администрацию поселения для включения в Реестр казны поселения с последующей передачей сироте по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Перфильев А.С., действующий на основании прав по должности, исковые требования признал и пояснил, что Администрация сельского поселения «Дунаевское» не отказывается от исполнения требований прокурора, заключающихся в предоставлении жилого помещения Арсентьеву и Баизову, и как только администрация района, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края приобретет и передаст им жилое помещение, они предоставят это помещение Арсентьеву и Баизову, о чем предоставил письменное заявление (л.д.____).
В соответствии со ст. 175 ГПК РФ судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска.
В судебное заседание представители ответчика Правительства Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили суд прокурору в иске отказать и рассмотреть дело в их отсутствии, о чем направили возражения по иску (л.д. _____).
В судебное заседание представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили суд прокурору в исковых требованиях отказать и рассмотреть дело в их отсутствии, о чем представили отзыв на исковое заявление (л.д.______).
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.
Третье лицо – представитель органа опеки и попечительства Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Кондинская Е.А., действующая на основании доверенности, иск прокурора поддержала и суду пояснила, что истцы Баизов и Арсентьев состоят на льготном учете в администрации сельского поселения «Дунаевское». В настоящее время сироты Баизов и Арсентьев не имеют жилья.
Заслушав объяснения процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю., истцов Баизова А.А. и Арсентьева А.А., представителя ответчика администрации муниципального района «Сретенский район» Рысину Е.В., представителя ответчика администрации сельского поселения «Дунаевское» Перфильева А.С., представителя органа опеки и попечительства Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Кондинской Е.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Арсентьев , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, находился на воспитании и содержании в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. _______). По сведениям ОУФМС России по Забайкальскому краю в Сретенском районе Арсентьев А.А. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу: , (л.д. ____). Жилье за ребенком в порядке, установленном законом, не закреплялось. В настоящее время Арсентьев А.А. не имеет жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ Арсентьев А.А. состоит на льготном учете за № в администрации сельского поселения «Дунаевское» для внеочередного предоставления жилой площади, однако до настоящего времени жилой площадью не обеспечен (л.д.___________).
Истец Баизов , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Отец ФИО2 записан в свидетельстве о рождении ребенка со слов матери, мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ году (л.д._____). Постановлением Главы администрации Сретенского района Читинской области № от ДД.ММ.ГГГГ учреждена опека над несовершеннолетним Баизовым (л.д._______). По сведениям ОУФМС России по Забайкальскому краю в Сретенском районе Баизов А.А. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу: (л.д. ___). Жилье за ребенком в порядке, установленном законом, не закреплялось. В настоящее время Баизов А.А. не имеет жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ Баизов А.А. состоит на льготном учете за № в администрации сельского поселения «Дунаевское» для внеочередного предоставления жилой площади, однако до настоящего времени жилой площадью не обеспечен (л.д.___________).
Ссылку представителя ответчика Администрации МР «Сретенский район» на то, что администрация МР «Сретенский район» является не надлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельной.
Согласно Порядка расходования субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и порядок приобретения жилых помещений для лиц указанной категории, утвержденного Постановлением главы администрации муниципального района «Сретенский район» № 649 от 30.07.2010 года, администрация МР «Сретенский район» приобретает жилье, в соответствии с законодательством, детям-сиротам и детям, находящимся под опекой (попечительством), нуждающихся в жилье, в муниципальную собственность с последующей передачей в администрации поселений, где приобреталось жилье, для включения в Реестр казны поселения с последующей передачей сироте по договору социального найма (л.д.______).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения «Дунаевское» подана заявка на финансирование субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью Баизова А.А. и Арсентьева А.А. (л.д. _______).
По сведениям Комитета по финансам Сретенского района следует, что поступившие в 2010 году средства для реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилой площадью в сумме рублей копеек использованы в полном объеме. В 2011 году средства для реализации указанных полномочий не поступали (л.д. ______).
В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.2 названного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
В соответствии с п.1 ч.4 указанного Закона при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия, Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.
Согласно ч.1 ст.5 названного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
23.12.2009 года принято постановление Правительства Забайкальского края №474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».
Согласно данному Порядку предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели.
Законом Забайкальского края от 23 декабря 2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью, предусмотрены субвенции в размере тысячи рублей, из которых бюджету муниципального района «Сретенский район» предусмотрено тыс. рублей.
Баизов А.А. и Арсентьев А.А. находились на полном государственном обеспечении, следовательно, государство должно было проявлять заботу об их праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением их конституционных прав.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилым помещением.
В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательство.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.
Органом исполнительной власти по месту постановки на учет истцов, в чью обязанность входит обеспечение жилым помещением вне очереди по установленным нормам, является администрация сельского поселения «Дунаевское» муниципального района Сретенский район.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Решению № Совета сельского поселения «Дунаевское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м. (л.д.____).
Таким образом, истцы Арсентьев А.А. и Баизов А.А. должны быть обеспечены жилым помещением с учетом требований п.п. 5-9 ст. 57 ЖК РФ жилой площадью не менее 33 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям.
В соответствии со ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Как следует из заявления и приложенных к нему документов Арсентьев А.А. и Баизов А.А. относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на них распространяются гарантии, предусмотренные вышеназванными Федеральными законами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Сретенского района в защиту интересов Арсентьева Андрея Александровича, Баизова Александра Алексеевича к администрации сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязывании предоставления жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Дунаевское» муниципального района «Сретенский район» предоставить вне очереди, за счет субвенций предоставляемых из бюджета Забайкальского края:
1. Арсентьеву Андрею Александровичу жилое помещение с жилой площадью не ниже установленной социальной нормы (33 квадратных метров), находящееся на территории сельского поселения «Дунаевское» Забайкальского края, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям,
2. Баизову Александру Алексеевичу жилое помещение с жилой площадью не ниже установленной социальной нормы (33 квадратных метров), находящееся на территории сельского поселения «Дунаевское» Забайкальского края, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд в течение десяти дней с момента оглашения мотивированного решения суда.
Оглашение мотивированного решения состоится 24 января 2011 года.
Председательствующий Долгорова А.Г.