ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-1-201/19 от 12.08.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-1-201/2019

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 12 августа 2019 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Негосударственного учреждения здравоохранения Дорожная клиническая больница на станции Ярославль Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 5 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Негосударственного учреждения здравоохранения Дорожная клиническая больница на станции Ярославль Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

установила:

5 июля 2019 года судьей Фрунзенского районного суда города Ярославля в отношении Негосударственного учреждения здравоохранения Дорожная клиническая больница на станции Ярославль Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО РЖД) вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. НУЗ Дорожная клиническая больница на станции Ярославль ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления следует: 22 мая 2019 года Управлением по контролю за оборотом наркотиков Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (УНК УМВД России по Ярославской области) проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований, предъявляемых при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 года N 681, в отношении НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД», осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>

В результате проверки установлено, что НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО РЖД осуществляет деятельность, связанную с оборотом (приобретение, использование) прекурсора наркотических средств и психотропных веществ метилметакрилата, включенного в таблицу II списка IV Перечня.

НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» в течение 2018 – 2019 годов неоднократно в Организация 1 и Организация 2 приобретало комплекты стоматологической пластмассы и костного цемента, содержащего метилметакрилат. При этом в нарушение пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», пункта 12 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года N 640, учреждение не представляло уведомления о количестве приобретенных прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (метилметакрилата) в УНК УМВД России по Ярославской области в течение 10 дней после их приобретения.

В нарушение пунктов 3, 8 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года N 419, в журналах регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, за 2017, 2018, 2019 годы в центре травматологии и ортопедии, в журналах за 2017, 2019 годы в операционном отделении регистрация операций ведется не по наименованию прекурсора, под которым он получен учреждением, а только по наименованию прекурсора в соответствии с таблицей II списка IV Перечня.

В нарушение пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», пунктов 1, 2 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года N 419, журналы регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, в центре травматологии и ортопедии, операционном отделении и стоматологической поликлинике за 2017, 2018, 2019 годы ведутся с нарушением установленного порядка: выявлены факты несоответствия дат отпуска прекурсоров из аптеки датам их поступления в места фактического использования, ошибочные записи, а также факты нарушения учета совершения операций с прекурсорами и расхождения количественных показателей.

Данные нарушения образуют в действиях НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 КоАП РФ.

На постановление судьи принесена жалоба НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 5 июля 2019 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В жалобе приводятся доводы о том, что в вину НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» необоснованно вменено нарушение пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», пункта 12 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года N 640, так как данные нормы деятельность учреждения не регулируют, а относятся к лицам, осуществляющим приобретение прекурсоров в целях производства.

В соответствии с пунктами 3, 8 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года N 419, указание в журналах регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, торговых наименований препаратов, содержащих прекурсор, не является обязательным.

Нарушения в иной части ведения журналов состоят в технических описках, которые не повлекли какого – либо вреда охраняемых общественным правоотношениям, были устранены учреждением и потому могут быть квалифицированы как малозначительное деяние.

В судебном заседании защитники НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» на основании доверенности ФИО1, ФИО2 жалобу поддержали.

Заслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что постановление судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 5 июля 2019 года подлежит изменению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 6.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.

Частью 2 статьи 6.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Из материалов дела следует, что НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» осуществляет деятельность, связанную с оборотом прекурсора – метилметакрилата, внесенного в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в виде его приобретения и использования в целях оказания медицинских услуг.

Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что к общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относится установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров.

Согласно пункту 12 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года N 640, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приобретение прекурсоров для производственных нужд, в течение 10 дней после приобретения прекурсоров уведомляют территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о количестве приобретенных прекурсоров по форме согласно приложению N 4.

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать при осуществлении собственного производства прекурсоры, внесенные в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, в количествах, не превышающих их производственные нужды, которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере промышленного комплекса.

Порядок определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют при осуществлении собственного производства прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, внесенные в Таблицу I и Таблицу II Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установлен приказом Минпромторга Российской Федерации от 28.07.2010 года N 638.Согласно пункту 2 указанного Порядка производственные нужды юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые используют при осуществлении собственного производства прекурсоры (далее - производственные нужды) определяются на год с учетом производственной программы (задания) юридического лица и индивидуального предпринимателя и утверждаются приказом руководителя юридического лица (лица, его замещающего) или индивидуального предпринимателя не позднее 10 января года.

Анализ приведенных нормативных актов указывает на то, что уведомление о количестве приобретенных прекурсоров по форме согласно приложению N 4 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года N 640, в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны представлять те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют прекурсоры для производственных нужд.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» осуществляет приобретение прекурсоров для производственных нужд в том смысле, как это определено Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в том числе отсутствуют сведения об утверждении в учреждении соответствующей производственной программы. Не содержит таких выводов составленный по делу протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя жалобы о том, что к деятельности НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» требования пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года N 640, применены необоснованно, заслуживают внимания, являются правильными.

Выводы судьи районного суда в постановлении о том, что НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» приобретала метилметакрилат для своих производственных нужд, связанных с осуществлением медицинской деятельности, в том числе стоматологической практики, являются необоснованными и противоречат вышеприведенным положениям Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года N 640, поскольку данные нормы оснований для широкого толкования понятия «производственные нужды» не содержат. Как указывалось выше, производственные нужды определяются соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем путем конкретизации определенных видов деятельности и закрепляются соответствующими локальными актами данных лиц. Факты ведения такой деятельности и наличие производственных программ у НУЗ дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» в рамках данного дела об административном правонарушении установлены не было.

По изложенным основаниям из объема вмененных в вину учреждению нарушений подлежит исключению указание на нарушение пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», пункта 12 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года N 640, выразившееся в отсутствии уведомления УНК УМВД России по Ярославской области о количестве приобретенного прекурсора.

Согласно пунктам 3, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года N 419, регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.

В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списками I и IV перечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Из материалов дела следует, что в журналах учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, в нарушение вышеприведенных требований Правил НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» не приводило сведений о наименованиях прекурсоров, под которыми они получены от поставщика, указывая только «метилметакрилат», то есть наименование прекурсора в соответствии со списком IV Перечня.

Такое ведение журнала является нарушением пунктов 3, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года N 419.

Доводы заявителя жалобы о том, что учреждение не обязано указывать торговое наименование в журналах, правового значения не имеют.

Из постановления о назначении административного наказания следует, что в вину НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» вменено неуказание наименование прекурсора, под которым он получен учреждением. Ссылка на отсутствие торгового наименование присутствует в протоколе об административном правонарушении. Однако, в силу статьи 29.10 КоАП РФ актом о привлечении к административной ответственности, которым определяется объем и характер вмененных в вину нарушений, является постановление по делу об административном правонарушении.

Факты нарушения ведения журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, в иной части, которые выразились в несоответствии дат отпуска прекурсоров из аптеки датам их поступления в места фактического использования, ошибочных записях, а также в нарушении учета совершения операций с прекурсорами и расхождении количественных показателей, что является нарушением пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», пунктов 1, 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года N 419, также нашли свое подтверждение при рассмотрении дела и фактически не оспариваются учреждением.

НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» является субъектом данного административного правонарушения, как юридическое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Правонарушение совершено юридическим лицом виновно. У учреждения имелась возможность надлежащим образом исполнить требования нормативных актов, регулирующих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, в том числе в части надлежащего ведения журналов учета данных операций. Никаких объективных препятствий к исполнению данной обязанности у учреждения не имелось.

Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях НУЗ Дорожная клиническая больница состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 КоАП РФ, является верным.

Оснований для признания деяния малозначительным материалы дела не содержат.

Приходя к такому выводу, принимаю во внимание, что нарушение ведения журналов регистрации учета операций, связанных в оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, явились в деятельности учреждения систематическими и длительными.

Данный факт указывает на отношение к совершению данных формальных действий без должной ответственности со стороны уполномоченного на ведение журналов медицинского персонала либо отсутствие у него необходимых знаний, а также на отсутствие постоянного и качественного контроля за данной деятельностью со стороны должностных лиц учреждения, ответственных за соблюдение законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах в учреждении.

При этом принимаю во внимание, что нормы Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также подзаконных нормативных актов, нарушение которых вменено в вину НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД», направлены на обеспечение контроля со стороны государства за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, как веществ, имеющих опасность для здоровья человека, а также для его социального и экономического статуса.

Таким образом, объем выявленных нарушений, их длительность и системность, а также характер противоправного поведения юридического лица, выражающийся в пренебрежении нормами законодательства, обязывающими к полной и достоверной фиксации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, не дают оснований для вывода о малозначительности деяния.

Вместе с тем, усматриваю основания для снижения назначенного в отношении НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» административного штрафа.

Приходя к такому выводу, принимаю во внимание, что в результате проверки законности постановления о назначении административного наказания наличие одного из вмененных в вину учреждения нарушений не нашло своего подтверждения. При этом, определяя размер административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, судья районного суда оценивал весь определенный в постановлении объем нарушений.

При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные в результате проверки нарушения состоят в нарушениях, связанных с отражением операций в журналах учета, а нарушения в части уведомления органа внутренних дел о фактах приобретения прекурсоров не нашли своего подтверждения, учитывая также, что последствия правонарушения состоят только в формальном нарушении законодательства и не повлекли негативных материальных последствий, а также тот факт, что НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» является некоммерческой организацией, осуществляет медицинскую деятельность без цели извлечения прибыли, нахожу основания для определения административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, то есть в размере ниже минимального предела, установленного санкцией части 2 статьи 6.16 КоАП РФ, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания в части размера административного наказания подлежит изменению.

В остальной части оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.

Вопрос о привлечении НУЗ Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД» к административной ответственности разрешен в пределах срока давности.

Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей районного суда в соответствии с правилами подсудности данных дел судьям, установленными в статье 23.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.

Дело об административном правонарушении возбуждено уполномоченным должностным лицом УНК УМВД России по Ярославской области при наличии к тому достаточных оснований.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении соблюден.

Таким образом, процессуальных нарушений, которые повлекли бы отмену постановления судьи районного суда, по делу не допущено.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 5 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Негосударственного учреждения здравоохранения Дорожная клиническая больница на станции Ярославль Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» изменить:

Исключить из постановления указание на нарушение Негосударственным учреждением здравоохранения Дорожная клиническая больница на станции Ярославль Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», пункта 12 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 года N 640, выразившееся в непредставлении уведомления о количестве приобретенных прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (метилметакрилата) в УНК УМВД России по Ярославской области в течение 10 дней после их приобретения.

Назначенное в отношении Негосударственного учреждения здравоохранения Дорожная клиническая больница на станции Ярославль Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей изменить на административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В остальной части постановление судьи Фрунзенского районного суда города Ярославля от 5 июля 2019 года оставить без изменений.

Судья Е.Ю. Щеголькова