ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-1-211/2012 от 08.11.2012 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-1-211/2012

Р Е Ш Е Н И Е

08.11.2012 года                      г. Ярославль

    Судья Ярославского областного суда Игнатов К.Н.,

при секретаре Сурковой Т.Ю.,

рассмотрев дело по жалобе МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82 на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 31.08.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82,

установил:

    Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

    Правонарушение выразилось в отсутствии приборов регистрации микроклимата (гигрометр, психрометр, термометр) в процедурном кабинете и журнала регистрации температуры и влажности воздуха.

    В жалобе лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указано на отсутствие события административного правонарушения, поскольку лекарственные средства хранятся в специальном помещении (кабинете старшей медсестры) и медицинском кабинете, оборудованных соответствующими приборами. В процедурном кабинете хранение лекарственных средств учреждением не осуществляется.

    Исследовав материалы дела, судья находит постановление судьи районного суда подлежащим отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом согласно примечанию к указанной правовой норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

    Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области в период с 15.12.2012 года по 28.12.2011 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 82 по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

В результате проверки установлено несоблюдение подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, которое выразилось в следующем. В процедурном кабинете, где осуществлялось хранение лекарственных средств, отсутствовали приборы регистрации параметров микроклимата (гигрометр, психрометр, термометр) и журнал регистрации температуры и влажности. Данные требования к помещению и оборудованию для обеспечения условий хранения лекарственных препаратов определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля при рассмотрении данного дела пришел к выводу о доказанности факта совершения административного правонарушения и вины МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82 в совершении административного правонарушения.

Указанный вывод противоречит имеющимся в дела доказательствам, кроме того, сделан судьей с нарушением норм процессуального права.

Принимая оспариваемое постановление, судья районного суда установил нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». При этом судьей не учтен принцип действия закона во времени.

В силу ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", на основании нормативных положений которого судья пришел к выводу о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, грубого нарушения лицензионных требований, утратил силу 01.05.2012 в связи с принятием постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".

Данное постановление Правительства действовало в момент рассмотрения дела судьей районного суда и подлежало применению при принятии постановления по делу.

В пункте 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, установлено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Таким образом, в силу главы 26 КоАП РФ доказательству подлежало также то обстоятельство, что нарушения лицензионных требований повлекли за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наступление данных последствий либо возникновения угрозы их наступления. Ни в протоколе об административном правонарушении № 3 от 27.01.2012 года, ни в акте проверки от 28.12.2011 года не содержатся фактические данные о том, какие лекарственные средства хранились МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82 в процедурном кабинете на момент проверки, могло ли нарушение условий хранения данных лекарственных средств повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, признается факт отсутствия оборудования для обеспечения хранения лекарственных препаратов в процедурном кабинете, однако оспаривается факт хранения лекарственных средств в процедурном кабинете. Согласно доводам жалобы, не опровергаемым материалами дела, все лекарственные средства хранятся в специальном помещении, в процедурном кабинете имеется холодильник для вакцин, используемый только в период вакцинации.

Данные неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу презумпции невиновности, установленной ст. 1.5 КоАП РФ, толкуются в пользу этого лица.

На основании изложенного, государственным органом не доказан факт совершения грубого нарушения требований и условий специального разрешения, т.е. объективная сторона административного правонарушения.

При данных обстоятельствах постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых выносилось постановление.

    Руководствуя п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

    Постановление судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 31.08.2012 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП, в отношении МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 82 прекратить.

    Судья Ярославского

    областного суда                     К.Н. Игнатов