Дело № 30-1-222/2014
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 19 августа 2014 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Воробьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Ярославской области ФИО1 на постановление судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (ФБОУ ВПО «МГАВТ»)
установила:
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Ярославской области в отношении Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (ФБОУ ВПО «МГАВТ») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Основанием для составления протокола об административном правонарушении явились следующие обстоятельства: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Ярославской области проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в отношении ФБОУ ВПО «МГАВТ» по адресу осуществления деятельности Рыбинским филиалом: <адрес>.
В ходе указанной проверки выявлены нарушения лицензионных требований, которые п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, отнесены к грубым нарушениям, а именно:
- отсутствует надлежащий внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, что выразилось в хранении недоброкачественных лекарственных средств (с истекших сроком годности) совместно с доброкачественными лекарственными средствами, а также в неуничтожении недоброкачественных лекарственных средств (нарушение пп. «б» п. 5 Положения);
- у медицинской сестры ФИО отсутствует специальное образование и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», предусмотренный квалификационными требованиями, соответствующий профилю выполняемых работ, разрешенных лицензией на осуществление медицинской деятельности (нарушение пп. «д» п. 4 Положения).
Постановлением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 июня 2014 года производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения ФБОУ ВПО «МГАВТ» к административной ответственности.
Судья исходил из того, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, как посягающего на порядок управления, составляет три месяца и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении данный срок истек.
На постановление судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 июня 2014 года принесена жалоба руководителем Территориального органа Росздравнадзора по Ярославской области ФИО1 В жалобе ставится вопрос об отмене постановления судьи и направления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением судьей процессуальных требований. Жалоба обоснована тем, что судьей неверно определен срок давности привлечения к административной ответственности ФБОУ ВПО «МГАВТ». По мнению должностного лица административного органа, данный срок составляет один год, так как вменяемое в вину учреждения правонарушения посягает на здоровье граждан, связано с нарушением законодательства об охране здоровья граждан. В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения составляет один год.
В судебное заседание представитель ФБОУ ВПО «МГАВТ», руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Ярославской области ФИО1 не явились.
Исследовав дело об административном правонарушении, оснований к отмене вынесенного по данному делу судьей Рыбинского городского суда Ярославской области постановления от 26 июня 2014 года не нахожу.
В соответствии с п. 6 ч.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено общее правило определения срока давности привлечения к административной ответственности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В отношении нарушений законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ установлен специальный срок давности привлечения к административной ответственности в один год.
Для определения подлежащего применению срока давности привлечения к административной ответственности в данном деле об административном правонарушении необходимо определить предмет противоправного посягательства, а также те нормы закона, которые были нарушены лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), то есть указанной нормой установлена ответственность за нарушение законодательства о лицензировании.Нормы, регулирующие вопросы лицензирования медицинской деятельности, содержатся в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Указанный Федеральный закон, как следует из статьи 1, регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Вышеприведенное Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291, определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Таким образом, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")», нарушение которых вменялось в вину ФГОУ ВПО «МГАВТ», не регулируют вопросы охраны здоровья граждан. Данные нормы носят административный характер, направлены на регулирование отношений государственных органов и организаций, осуществляющих лицензируемую, в данном случае медицинскую, деятельность, в связи с предъявлением государством повышенных требований к таким организациям, обусловленных спецификой данной деятельности.
ФГОУ ВПО «МГАВТ» в вину вменено нарушение законодательства о лицензировании. КоАП РФ в связи с такими нарушениями специальный срок давности привлечения к административной ответственности не установлен.
При таких обстоятельствах, судья правильно исходил из того, что в данном деле об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении данный срок истек.
Из дела видно, что вменяемое в вину учреждения правонарушение является длящимся и обнаружено ДД.ММ.ГГГГ – в момент составления акта проверки учреждения должностным лицом Территориального органа Росдравнадзора по Ярославской области. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу истекал ДД.ММ.ГГГГ. Дело об административном правонарушении назначено судьей к рассмотрению на 26 июня 2014 года, то есть за пределами указанного срока.
В жалобе руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Ярославской области указывает, что обязательность лицензирования медицинской деятельности установлена в статье 88 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Полагаю, что указанное обстоятельство не опровергает того, что в данном деле об административном правонарушении имело место нарушение законодательства о лицензировании.
Объективную сторону правонарушения, вменяемого в вину ФГОУ ВПО «МГАВТ», образует нарушение Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). Как следует из постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, которым данное Положение утверждено, оно принято в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, именно данный закон и указанное Положение составляют специальное законодательство, регулирующее вопросы лицензирования медицинской деятельности.
Ссылка в жалобе на обнаружение в ходе проверки нарушения учреждением статьи 59 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», постановления Правительства РФ от 3 сентября 2010 года № 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств», статьи 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" не может быть принята во внимание по тем же основаниям: нарушение указанных норм объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена в ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, не образует.
Перечень нарушений, в том числе грубых нарушений, лицензионных требований для медицинской деятельности содержится в Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), которое не относится к законодательству об охране здоровья граждан.
Исходя из изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта» (ФБОУ ВПО «МГАВТ») оставить без изменений, жалобу руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Ярославской области ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова