Дело № 30-1-34/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 27 февраля 2014 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю., при секретаре Сурковой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества «БЛОК-2» на постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 25 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «БЛОК-2»,
установил:
21 ноября 2013 года должностным лицом департамента культуры Ярославской области составлен протокол № 21 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении закрытого акционерного общества «БЛОК-2» (ЗАО «БЛОК-2») в связи с нарушением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 3 Закона Ярославской области от 05.06.2008 № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области».
Правонарушение заключалось в следующем. По результатам плановой выездной проверки здания манежа, входящего в состав объекта культурного наследия <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>, установлено, что объект находится в аварийном состоянии, сохранились западная и восточная торцевые стены объекта, а также часть южной пристройки, имеются трещины и утраты кирпичной кладки, деструкция кирпича и связующего раствора, утраты штукатурного покрытия. Торцевые стены заключены в металлические обоймы, опирающиеся на железобетонные ленты. По итогам проверки ЗАО «БЛОК-2», являющемуся собственником здания манежа, направлено предписание от 02.07.2012, предусматривающее выполнение ремонтно-реставрационных работ в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией в срок до 01.10.2013.
На проведение работ по сохранению здания манежа департаментом выдано согласование от 21.05.2012 № 2143 проектной документации в составе «Проект реставрации манежа» и «Реставрация манежа <данные изъяты>». Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия собственнику объекта ЗАО «БЛОК-2» выдано согласование от 27.06.2008 № 4/10216 проектной документации «Эскизный проект реставрации».
На основании заявления <Организация> департаментом было выдано разрешение на проведение работ по сохранению здания манежа от 22.12.2011 № 981 согласно указанной проектной документации, срок действия которого истек 01.04.2012.
На момент проведения проверки 03.10.2013 действующее разрешение на проведение работ по сохранению здания манежа отсутствует. ЗАО «БЛОК-2» с заявлением о приемке работ в департамент не обращалось. Научного отчета о выполненных работ на объекте культурного наследия в департамент не поступало. Требования предписания департамента культуры Ярославской области от 02.07.2012 № ИХ. 22-22 65/12 собственником объекта культурного наследия не исполнены.
Постановлением судьи Кировского районного суда г. Ярославля ЗАО «БЛОК-2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. При этом судьей отвергнут как необоснованный довод защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что ремонтно-реставрационные работы не выполнены в связи с несоответствием границ памятника культуры границам его охранной зоны.
В жалобе ЗАО «БЛОК-2» ставится вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указано, что несоответствие расположения памятника, обозначенному в проекте зон охраны, его фактическому расположению является существенным обстоятельством, поскольку неправильное определение территории памятника и неправильное установление его охранной зоны может привести к нарушению особого режима использования земель, занятых объектами культурного наследия, и невозможности сдачи реставрационных работ.
Исследовав материалы дела, заслушав защитников ЗАО «Блок-2» по доверенности ФИО1, ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы, и представителя департамента культуры Ярославской области ФИО4, возражавшую относительно жалобы, считаю постановление судьи районного суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
02.07.2012 департаментом культуры Ярославской области в адрес ЗАО «БЛОК-2» как собственника объекта культурного наследия <данные изъяты> вынесено предписание, содержащее требование выполнить ремонтно-реставрационные работы в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией в срок до 01.10.2013.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Ярославской области от 05.06.2008 № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия. Приказы и предписания областного органа охраны объектов культурного наследия обязательны для исполнения в Ярославской области органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, физическими и юридическими лицами.
Как следует из п. 1.2 Положения о департаменте культуры Ярославской области, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 01.04.2008 № 78 «О департаменте культуры Ярославской области» департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 4.1 указанного Положения департамент культуры Ярославской области вправе в пределах своей компетенции издавать обязательные для исполнения на территории Ярославской области органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, физическими и юридическими лицами приказы нормативного правового характера, инструкции, правила и указания (предписания) по вопросам, отнесенным к ведению департамента.
Таким образом, предписание о выполнении ремонтно-реставрационных работ выдано полномочным органом и полежало обязательному исполнению ЗАО «БЛОК-2».
К моменту вынесения предписания разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> выдано на основании приказа департамента культуры Ярославской области.
В срок, установленный в предписании, ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия ЗАО «БЛОК-2» выполнены не были.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения подтверждается материалами по делу.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела не подтверждается довод жалобы об отсутствии у ЗАО «БЛОК-2» возможности произвести ремонтно-реставрационные работы, поскольку координаты данного объекта культурного наследия в проекте зон охраны объектов культурного наследия не соответствуют расположению объекта.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии со ст. 45 указанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В соответствии с п.п. 2.7.3, 2.8 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания, согласованию проектной документации, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и признании утратившими силу отдельных приказов департамента культуры Ярославской области, утвержденного приказом Департамента культуры ЯО от 30.07.2012 N 35, представление документов, касающихся границ территории памятника, при обращении за получением разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ, либо за продлением данного разрешения, не требуется. В силу п. 2.12.4 Административного регламента отсутствие указанных документов основанием для отказа в выдаче разрешения не является.
Кроме того, как следует из материалов дела, в частности фотографий здания манежа, земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, огорожен, имеющийся огороженной территории достаточно для доступа к объекту и выполнения ремонтных работ. Довод жалобы о том, что несоответствие границ памятника границам его охранной зоны может привести к нарушению особого режима использования земель, занятых объектами культурного наследия, и невозможности сдачи реставрационных работ, необоснован. Судьей районного суда правильно сделан вывод, что выполнение согласованных ремонтно-восстановительных работ не зависит от уточнения границ охранной зоны.
Обращения ЗАО «БЛОК-2» в департамент культуры Ярославской области по вопросу внесения изменений в проект зон охраны объектов культурного наследия не связаны с невозможностью выполнения указанных работ, а направлено на застройку окружающей территории вокруг памятника истории и культуры «Манеж».
Порядок и процедура привлечения к административной ответственности по делу соблюдены.
Административное наказание назначено ЗАО «БЛОК-2» в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом правила назначения административного наказания, установленные в ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, были соблюдены
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судьей не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 25 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «БЛОК-2» оставить без изменений, а жалобу закрытого акционерного общества «БЛОК-2» – без удовлетворения.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова