Дело № 30-1-368/2021
УИД 76RS0007-01-2020-000503-69
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 18 октября 2021 года
Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Калугина Андрея Олеговича на постановление судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 6 мая 2021 года (резолютивная часть постановления от 4 мая 2021 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области ФИО1,
установила:
Постановлением судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 6 мая 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица - главы Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области ФИО1 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением судьи районного суда, Ярославским межрайонным природоохранным прокурором принесен протест в Ярославский областной суд. В протесте ставится вопрос об отмене постановления судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 6 мая 2021 года и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд. Доводы протеста сводятся к несогласию с выводами судьи районного судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании Ярославский межрайонный природоохранный прокурор Калугин А.О. протест поддержал. Дополнительно указал, что постановление судьи районного суда подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности
ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Представил письменные возражения, в соответствии с которыми считает постановление судьи районного суда законным и обоснованным, протест Ярославского межрайонного природоохранного прокурора не подлежащим удовлетворению.
На основании статьи 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Калугина А.О., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области и установления факта несанкционированного складирования отходов на территории земель, собственность на которые не разграничена, и находящихся в пределах поселения, установлено, что в месте с примерными географическими координатами 58.484074, 39.061743 в водоохраной зоне реки Согожа (Рыбинское водохранилище) в районе д. Рождествено слева дороги, ведущей к грузовому причалу, размещены твердые коммунальные, строительные и растительные отходы на площади около 20 куб.м объемом около 1,5 куб.м. Вышеуказанное место несанкционированного складирования отходов расположено на территории земель, собственность на которые не разграничена в границах Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области. Результаты проверки зафиксированы в акте обследования от 23 июля 2020 года с приложением фототаблицы. 12 августа 2020 года по результатам проверки в адрес главы Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области ФИО1 заместителем прокурора внесено представление, в котором указано на необходимость принять конкретные меры, направленные на устранение указанных в представлении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих; организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов; при наличии оснований в установленном порядке рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых произошли выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Ярославскую межрайонную природоохранную прокуратуру в письменной форме. Копия представления получена должностным лицом 21 августа 2020 года. 21 сентября 2020 года главой Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области ФИО1 дан письменный ответ, в котором указано, что сельские поселения не наделены полномочиями по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов; указанные полномочия не обеспечены соответствующим финансированием; у сельского поселения отсутствует обязанность по ликвидации несанкционированной свалки; ответственность за содержание земель несут собственники земельных участков; земельный участок, где размещены отходы, используют ФИО7 и ФИО8
Постановлением и.о. Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Огриневич Е.М. от 22 октября 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области ФИО1
Прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что представленные ФИО1 выписка из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 13 февраля 2019 года и схема земельного участка на аэрофотосъемке, а также приложенные к акту обследования от 23 июля 2020 года картографический материал с фотографией, подтверждают, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ФИО9. Ответственность за содержание земельного участка несет его собственник. Предписание о ликвидации несанкционированной свалки внесено ненадлежащему лицу.
Вместе с тем, доказательств, которые могли бы объективно и бесспорно свидетельствовать о нахождении несанкционированной свалки на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ФИО11, в судебном постановлении не приведены.
Актом обследования от 23 июля 2020 года зафиксировано место размещения твердых коммунальных, строительных и растительных отходов - в водоохраной зоне реки Согожа (Рыбинское водохранилище) в районе д. Рождествено слева дороги, ведущей к грузовому причалу, географические координаты 58.484074, 39.061743. В акте также указано, что место несанкционированного складирования отходов расположено на территории земель, собственность на которые не разграничена в границах Пригородного сельского поселения. Координаты места несанкционированного складирования отходов подтверждены картографическим материалом.
По сведениям Управления Росреестра по Ярославской области, со ссылкой на данные Единого государственного реестра недвижимости, место с координатами 58.484074, 39.061743 расположено на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В подтверждение этому Управлением Росреестра по Ярославской области представлен схематический чертеж, из которого также усматривается, что место несанкционированного складирования отходов в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО10 не находится.
В связи с вышеизложенным следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования процессуальных норм о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Таким образом, постановление судьи районного суда подлежит отмене.
Вместе с тем, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 названного Кодекса, при рассмотрении дела судьей составляет 1 год.
В соответствии с п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении главы Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место 21 сентября 2020 года.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Исходя из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Следовательно, положение пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, предполагая прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не допускает необоснованного ухудшения правового положения лица и не может рассматриваться как противоречащее целям защиты его прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 2-П, от 18 февраля 2000 г. № 3-П, от 16 июня 2009 г. № 9-П).
Таким образом, основания прекращения производства по делу об административном правонарушении должны быть изменены.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 6 мая 2021 года (резолютивная часть постановления от 4 мая 2021 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы Пригородного сельского поселения Пошехонского муниципального района Ярославской области ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.Г. Сингатулина