ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-1-64/20 от 06.05.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0015-01-2019-002812-74

Дело № 30-1-64\20

Р Е Ш Е Н И Е

06 мая 2020 года гор. Ярославль

Судья Ярославского областного суда Преснов В.С., при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Компания Энегргогрупп» по доверенности ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 03 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Компания Энергогрупп»,

Установил:

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 03 февраля 2020г. ООО «Компания Энергогрупп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию с применением частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Как указано в постановлении, административное правонарушение выразилось в неисполнении предписания Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 19 ноября 2019 года № 7260/03, которым предписывалось в срок до 23 ноября 2019 года приостановить земляные работы по разрытию траншеи для укладки электрокабеля на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в границах объекта культурного наследия федерального значения «Затьмацкий посад г. Твери» (Решение Калининского облисполкома от 20.08.1973 № 310) расположенного по адресу: <адрес> в срок до 29 ноября 2019 года представить в Главное управление по государственной охране культурного наследия Тверской области документацию, обосновывающую производство указанных земляных работ.

В жалобе, поданной в областной суд, защитник ООО «Компания Энергогрупп» просит постановление о назначении административного наказания отменить.

Доводы жалобы сводятся к недопустимости доказательств, непривлечению к участию в деле заказчика производства работ – муниципального унитарного предприятия электрических сетей «Тверьгорэлектро», исполнению предписанию в установленный срок.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании областного суда не принимали. От защитников ООО «Компания Энергогрупп» поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Из материалов дела следует, что 12 декабря 2019 года в 11 часов 30 минут по результатам проведенного контрольного мероприятия должностным лицом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Затьмацкий посад г. Твери» (Решение Калининского облисполкома от 20.08.1973 № 310) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: <данные изъяты>, зафиксирован факт производства земляных работ по разрытию траншеи для укладки электрокабеля. Данные работы были проведены без согласования с Главным управлением, без проведения предварительных археологических работ. Согласно поступившей информации от Администрации города Твери, указанные работы были проведены ООО «Компанией Энергогрупп», в этой связи Главным управлением было подготовлено и направлено предписание от 19 ноября 2019 года № 7260/03 по адресу, указанному в письме Администрации города Твери. Указанным актом государственного органа ООО «Компания Энергогрупп» предписывалось: в срок до 23 ноября 2019 года приостановить земляные работы; в срок до 29 ноября 2019 года представить в Главное управление документацию, обосновывающую производство работ. Предписание было получено ООО «Компания Энергогрупп» 25 ноября 2019 года, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления № 17010041148197. В указанный срок документация не была представлена в Главное управление, 6 декабря 2019 года в 11 часов 50 минут, при проведении повторного мероприятия по контролю, должностным лицом Главного управления зафиксирован факт неисполнения требования предписания от 19 ноября 2019 года № 7260/03 о приостановке работ. На продолжение и завершение земляных работ, указывало засыпка ранее разрытых траншей. До 29 ноября 2019 года в Главное управление не поступали заявления, пояснения или иные ходатайства от ООО «Компания Энергогрупп», указывающие на добросовестные действия по исполнению указанного выше предписания. Предписание юридическим лицом оспорено не было.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 12.12.2019 г., предписанием № 7260/03 от 19.11.2019 г., актами осмотра объекта культурного наследия федерального значения по результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и (или) систематическим наблюдением и приложенными к ним фотографиями, другими материалами дела, которым судьей районного суда дана правильная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Выводы судьи районного суда о доказанности вины ООО «Компания Энергогрупп» основаны на всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права, не содержат противоречий, в связи с чем оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Доводы жалобы не опровергают выводы судьи районного суда и не ставят их под сомнение.

Вопреки утверждению жалобы акт осмотра объекта культурного наследия федерального значения по результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и (или) систематическим наблюдением от 19.11.2019г. и приложенные к нему фотографии отвечают требованиям относимости и допустимости.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является, в том числе, соблюдение требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных настоящим Федеральным законом.

Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия. Порядок выдачи задания и его форма устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (п. 7 ст. 11 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Из материалов дела следует, что мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия проведены в соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ, а не в рамках проверки, проведенной в отношении юридического лица.

Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на проведение мероприятий, проводимых в соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ, не распространяются.

Обязательное участие представителя юридического лица, проводящего земляные и иные работы в границах объекта культурного наследия, при проведении мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия, нормами Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ не предусмотрено.

Порядок проведения осмотра должностным лицом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области соблюден.

Материалы дела не содержат доказательств, ставящих под сомнение достоверность акта осмотра и приложенных к нему фотографий.

Тем самым, оснований полагать, что акт осмотра и приложенные к нему фотографии не отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, не имеется.

Предписание выдано уполномоченным должностным лицом в связи с выявлением нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73 –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (утв. Постановление Правительства РФ от 23.07.2015 N 740) федеральный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет федеральный государственный надзор в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Региональные органы охраны объектов культурного наследия осуществляют федеральный государственный надзор в отношении объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в указанный перечень.

Объект культурного наследия федерального значения «Затьмацкий посад г. Твери» не включен в Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России (утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р (ред. от 06.12.2018).

В соответствии с Положением о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 94-пп, Положением о порядке организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 03.06.2016 № 201-пп, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области является региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области вправе осуществлять федеральный государственный надзор в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Затьмацкий посад г. Твери».

В соответствии с п\п 3 п. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73 –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; о приостановлении работ, указанных в статье 36 настоящего Федерального закона, включая приостановление производства земляных работ.

Из материалов дела следует, что основанием для выдачи предписания послужило производство земляных работ в границах территории объекта культурного наследия без согласования с Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

Необходимость подобного согласования следует из положений ст. 5.1, п. 2 ст. 36, п. 2 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73 –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Между тем в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области проектная документация и другие документы на производство земляных работ не поступали. Вследствие чего должностное лицо регионального органа охраны объектов культурного наследия вправе было выдать вышеупомянутое предписание.

Сроки для устранения нарушений требований законодательства, установленные в предписании, является соразмерными, достаточными для выполнения законных требований предписания.

Разрешение на проведение земляных работ выдано ООО «Компания Энергорупп», в связи с чем на данной организации лежала обязанность проводить земляные работы с соблюдением, в том числе законодательства об охране объектов культурного наследия.

Изложенное позволяет прийти к выводу о законности выданного предписания.

Материалами дела не подтверждается выполнение законных требований предписания в установленные сроки. Напротив, невыполнение предписания в установленный срок подтверждается актом от 06.12.2019 г. о производстве земляных работ, чеком Почты России о том, что соответствующие сведения со стороны общества сданы на почту 16.12.2019 г., то есть за истечением сроков исполнения предписания. Доказательства направления ООО «Компания Энергогрупп» документов для согласования земляных работ в региональный орган охраны объектов культурного наследия в более ранние сроки материалы дела не содержат.

В соответствии с ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых ООО «Компания Энергогрупп» привлечено к административной ответственности, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о доказанности вины ООО «Компания Энергогрупп» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом положений ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ. Правовые основания для изменения постановления в части назначенного административного наказания отсутствуют.

Оснований для квалификации административного правонарушения как малозначительного, исходя из характера и степени выраженности объективной стороны административного правонарушения, не имеется.

Нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые влекут отмену постановления, по делу не допущены.

Нормами КоАП РФ не предусмотрено привлечение к участию в деле лиц, в отношении которых не возбуждалось дело об административном правонарушении, в связи с чем доводы жалобы о непривлечении к участию в деле МУП «Тверьгорэлектро, не могут быть приняты во внимание.

В силу изложенного оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 03 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Компания Энергогрупп» оставить без изменения, а жалобу защитника – без удовлетворения.

Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов