Дело № 30-2-103/2019
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 7 февраля 2019 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Ошмариной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора Акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» ФИО1 по доверенности ФИО2 на постановление первого заместителя директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 12 октября 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 24 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» ФИО1,
установила:
12 октября 2018 года первым заместителем директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области в отношении директора Акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» (АО Управдом Заволжского района) ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует: АО Управдом Заволжского района осуществляет управление <адрес>
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии на указанном многоквартирном доме не исправен.
АО «Управдом Заволжского района» не принимает надлежащих мер к обеспечению работы общедомового прибора учета тепловой энергии и, следовательно, по обеспечению экономичного потребления тепловой энергии, то есть к энергетической эффективности при управлении многоквартирным домом, что является нарушением части 9 статьи 11, части 4 статьи 12 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 1 раздела 1 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2010 года N 701-п.
Единоличным исполнительным органом АО Управдом Заволжского района является его директор ФИО1, которая не обеспечила исполнение законодательства об энергетической эффективности при управлении <адрес>, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Решением судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 24 декабря 2018 года постановление первого заместителя директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 12 октября 2018 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником ФИО1 по доверенности ФИО2 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления первого заместителя директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 12 октября 2018 года и решения судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 24 декабря 2018 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В жалобе приводится следующее: проведение проверки в отношении АО Управдом Заволжского района, результаты которой стали основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, имело место с грубым нарушением положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем указанные результаты проверки не могут быть признаны допустимыми доказательствами.
Правонарушение неверно квалифицировано: поскольку АО Управдом Заволжского района осуществляет лицензируемую деятельность по управлению многоквартирными домами, выполнение мероприятий по энергетической эффективности является лицензионным требованием, то нарушение законодательства об энергетической эффективности в деятельности организации по управлению многоквартирными домами следует квалифицировать по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Обязанности по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым учетом тепловой энергии у управляющей организации нет, так как данные работы относятся к капитальному ремонту жилого дома и не могут быть финансированы за счет платы на содержание жилого помещения.
В целях установки данного прибора АО Управдом Заволжского района и ФИО1 не бездействовали: в течение 2018 года АО Управдом Заволжского района получены технические условия на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, подготовлена сметная документация на выполнение данных работ, управляющая организация дважды выступала с инициативой проведения общего собрания собственников квартир многоквартирного дома по вопросу о финансировании работ по установке прибора учета, одно из которых не состоялось по причине отсутствия кворума, результаты другого собрания до настоящего времени не определены.
По изложенным основаниям заявитель жалобы полагает, что состав административного правонарушения в действиях ФИО1 отсутствует.
В судебном заседании защитник ФИО1 на основании доверенности ФИО2 жалобу поддержал.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление первого заместителя директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 12 октября 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 24 декабря 2018 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Из материалов дела следует, что в вину ФИО1, как руководителя управляющей организации, вменяется необеспечение учета тепловой энергии с использование общедомового прибора учета, что является нарушением требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам.
Из материалов дела следует также, что теплоузел <адрес> прибором учета тепловой энергии оснащен.
Однако, данный прибор не исправен. При этом, доказательств возможности проведения ремонта данного инженерного оборудования, относящегося к общему имуществу собственников квартир многоквартирного дома, что в силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации является обязанностью управляющей организации, материалы дела не содержат.
Напротив, из материалов дела, в частности актов обхода и осмотра трех тепловых узлов, имеющихся в <адрес>, проведенных специалистами ООО «ТеплоЭнергоРесурс», сообщения ООО «Взлет-Ярославль» в адрес директора АО Управдом Заволжского района ФИО1 следует, что теплосчетчики неисправны, срок службы их истек, данное оборудование производителем снято с производства, комплектующие к ним отсутствуют.
Таким образом, общедомовой прибор учета тепловой энергии в данном доме подлежит замене, то есть фактически отсутствует.
Согласно пункту 9 статьи 11 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Приложением № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление отнесена к работам, производимым при капитальном ремонте жилого дома.
Таким образом, установка общедомового прибора учета тепловой энергии не может быть осуществлена в рамках содержания жилого дома, либо производства работ по его текущему ремонту. Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии лежит на собственниках помещений многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах, в вину директора управляющей организации не может вменено нарушение требований об энергетической эффективности при эксплуатации многоквартирного дома неустановкой нового общедомового прибора учета тепловой энергии.
Какие иные обязанности, установленные законодательством в сфере повышения энергетической эффективности, возложены на управляющую организацию в связи с отсутствием в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, постановление о назначении административного наказания и решения судьи по жалобе на данное постановление не содержат.
В свою очередь из материалов дела следует, что ФИО1, как руководитель управляющей организации, предпринимала меры к понуждению собственников квартир многоквартирного дома принять решение о финансировании работ по приобретению и установке общедомового прибора учета тепловой энергии в рамках предоставленных жилищным законодательством управляющей организации полномочий путем выступления с инициативой по проведению общих собраний собственников помещений.
Кроме того, управляющей организацией получены технические условия на проведение работ по монтажу прибора учета, произведен расчет стоимости данных работ.
При таких обстоятельствах, полагаю, что из материалов дела следует, что вина ФИО1 в том, что в <адрес> не осуществляется учет потребляемой тепловой энергии с использованием соответствующих приборов учета, отсутствует.
Следовательно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ в ее действиях нет, что является основанием для отмены постановления первого заместителя директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 12 октября 2018 года и решения судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 24 декабря 2018 года и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление первого заместителя директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 12 октября 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 24 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Е.Ю. Щеголькова