ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-110/2022 от 10.02.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья: Пушкина Е.В. УИД 76RS0014-02-2021-001780-04

Дело № 30-2-110/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 10 февраля 2022 года

Судья Ярославского областного суда Безуглов В.В.,

при секретаре Шапеевой Ю.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Хлопова М.И.,

рассмотрев жалобу Хлопова Михаила Игоревича на постановление заместителя начальника межрайонного отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям ФИО1 от 19 августа 2021 года и решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 14 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Хлопова Михаила Игоревича,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя начальника межрайонного отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям ФИО1 от 19 августа 2021 года Хлопов Михаил Игоревич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Из постановления следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 76:04:033901:885, площадью 19667 кв.м., вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Заячье-Холмский с/о, район д. Смалево, принадлежит Хлопову М.И. на праве собственности с 6 февраля 2018 года.

На основании распоряжения органа муниципального земельного контроля от 1 марта 2021 года № 26 о/д, в период с 21 по 27 апреля 2021 года проведена плановая выездная проверка соблюдения собственником указанного земельного участка Хлоповым М.И. требований земельного законодательства на указанном земельном участке, в результате чего выявлено их нарушение, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Установлено, что поверхность земельного участка с кадастровым номером 76:04:033901:885 зарастает единично и куртинно расположенными деревьями и кустами (березы, ивы, осины, сосны) высотой более 5 м (составляет более 50% общей площади участка), вся территория заросла сорными травами, все травы с вызревшими семенниками, высохшая трава примяты к земле после схода снежного покрова. Следы вырубки деревьев и кустов, механической обработки почвы, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в 2020-2021 гг. и предыдущих годах отсутствуют на всей территории участка.

В результате обследования земельного участка с кадастровым номером 76:04:033901:885 установлено, что площадь земельного участка равномерно покрыта сорными травянистыми растениями, не являющимися сельскохозяйственными культурами, а также древесно-кустарниковой растительностью. На земельном участке отсутствуют следы сенокошения, механической обработки почвы. Зарастание земельного участка сорной травянистой, древесно-кустарниковой растительностью говорит о длительном не проведении агротехнических мероприятий (вспашка, сенокошение, по борьбе с сорной растительностью - дискование и прочее), а также о длительном неиспользовании земельного участка для сельскохозяйственного производства. Зарастание сорной травянистой растительностью составляет 100% от площади участка, закустаривание - более 50% территории участка. Земельный участок выведен из сельскохозяйственного оборота.

Таким образом, в нарушение требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Хлопов М.И. не выполнил обязанности по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите земель от иного негативного влияния на общей площади 19 667 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 76:04:033901:885, в результате чего данный земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения зарос сорной древесно-кустарниковой растительностью.

Решением судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 14 декабря 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба Хлопова М.И. – без удовлетворения.

На указанные акты по делу об административном правонарушении Хлоповым М.И. подана жалоба в Ярославский областной суд. В жалобе Хлопов М.И. выражает несогласие с выводами о неприменимости положений постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» к принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером 76:04:033901:885. Полагает, что факт направления им уведомлений об использовании указанного земельного участка для заготовки древесины, а также наличие у него многодетной семьи являются основаниями для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. На основании изложенного просит обжалуемые постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.

Хлопов М.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Проверив доводы жалобы, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона;

соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Факт невыполнения Хлоповым М.И. указанных выше требований законодательства при изложенных в обжалуемом постановлении обстоятельствах и его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки органом муниципального земельного контроля № 11 от 27 апреля 2021 года с приложенной к нему фототаблицей; предписанием об устранении нарушения земельного законодательства от 27 апреля 2021 года; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, объяснениями Хлопова М.И., протоколом об административном правонарушении № 07-20/85-з/21 от 7 июля 2021 года. Установленные должностным лицом и отраженные в постановлении по делу об административном правонарушении фактические обстоятельства самим Хлоповым М.И. не оспариваются.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Выводы о виновности Хлопова М.И. были сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Хлопова М.И. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения были предметом проверки суда первой инстанции и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебном решении.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они учитываются при назначении административного наказания, что и было выполнено должностным лицом при вынесении постановления.

Судьей районного суда обоснованно обращено внимание на то, что характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению законодательства в области рационального землепользования, не позволяют считать совершенное правонарушение малозначительным.

Приведенные в жалобе обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» также не может быть признана обоснованной.

В соответствии с указанной нормой правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Между тем согласно выкопировке из дежурной карты земель колхоза «Ярославль», образованный земельный участок, в настоящее время принадлежащий Хлопову М.И., является пашней, то есть относится к сельскохозяйственным угодьям. Согласно Правил землепользования и застройки Заячье-Холмского сельского поселения, указанный выше земельный участок находится в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий».

В силу положений пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Исходя из положений статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации, лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. В соответствии с частью 1 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Во исполнение части 1 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».

Информация о лесе на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 76:04:033901:885 отсутствует, согласно выписке из ЕГРН от 28 января 2021 года, в состав земельного участка с кадастровым номером 76:04:033901:885 леса не входят.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509, на земельный участок с кадастровым номером 76:04:033901:885 не распространяются.

Кроме того, судом обоснованно обращено внимание, что уведомления о намерении использовать указанный земельный участок для заготовки древесины поданы ФИО2 в июле 2021 года, то есть уже после проведения проверки и выявления фактов неисполнения им земельного законодательства, и непосредственно перед составлением в отношении Хлопова М.И. протокола об административном правонарушении. При этом, согласно объяснениям Хлопова М.И. от 21 апреля 2021 года, указанный земельный участок он планировал использовать для выпаса домашних животных.

Указанные Хлоповым М.И. данные о его семейном и материальном положении учтены должностным лицом при назначении административного наказания, которое назначено Хлопову М.И. в соответствии с частями 2.2, 2.3 статьи 4.4 КоАП РФ в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении соблюден. Вынесенное по делу постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Жалоба Хлопова М.И. рассмотрена судьей районного суда в установленном законом порядке. Обстоятельства дела исследованы судом всесторонне, полно и объективно. Вынесенное по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ решение является обоснованным и мотивированным.

Нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление заместителя начальника межрайонного отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям ФИО1 от 19 августа 2021 года и решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 14 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Хлопова Михаила Игоревича оставить без изменения, а жалобу Хлопова М.И. – без удовлетворения.

Судья В.В. Безуглов