ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-126/2016 от 19.02.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-126/2016

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 19 февраля 2016 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора закрытого акционерного общества «Топливно-заправочный комплекс «Славнефть-Туношна» ФИО1 на постановление государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора от 30 сентября 2015 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора закрытого акционерного общества «Топливно-заправочный комплекс «Славнефть-Туношна» ФИО1,

установила:

Постановлением государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора от 30 сентября 2015 года генеральный директор закрытого акционерного общества «Топливно-заправочный комплекс «Славнефть-Туношна» (далее – ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного, частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Административное правонарушение выразилось в следующем: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки на объекте «Склад ГСМ «Туношна» (<адрес>) выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, а именно нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпунктов «а» и «е» пункта 2.12 и приложения №1, пунктов 2.31, 7.17, 7.63, 7.76, 7.85, 7.234, 9.4.2, 6.4 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232. Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

ФИО1 - генеральный директор ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна» нарушил указанные требования промышленной безопасности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Решением судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 10 декабря 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

На указанные акты подана жалоба в Ярославский областной суд ФИО1 В жалобе ставится вопрос об отмене постановления государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора от 30 сентября 2015 года и решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 10 декабря 2015 года.

Доводы жалобы сводятся к отсутствию в действиях (бездействии) ФИО1 нарушений требований пунктов 7.63, 7.85 и 6.4 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232, выводы судьи об обратном необоснованны. В остальной части нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности носят незначительный характер, поэтому ФИО1 полагает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ.

ФИО1 в судебное заседание не явился, его защитник Фролова Е.В. жалобу поддержала.

Заслушав защитника ФИО1 Фролову Е.В., исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что имеются основания для изменения постановления государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора от 30 сентября 2015 года и решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 10 декабря 2015 года.

В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Статья 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет требования промышленной безопасности как условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Из материалов дела видно, что опасный производственный объект «Склад ГСМ «Туношна», регистрационный номер , расположенный по адресу: <адрес>, эксплуатируется ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна».

При эксплуатации данного опасного производственного объекта ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна» надлежит соблюдать требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, закрепленные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, в частности юридическое лицо обязано соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

К указанным правилам относятся Правила технической эксплуатации нефтебаз, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232, в которых содержаться следующие требования:

- на нефтебазах должны быть в наличии и вестись следующие документы: технический паспорт и журнал распоряжений по приему и внутрибазовым перекачкам – подпункты «а» и «е» пункта 2.12 Правил, приложения № 1 и № 4 к ним;

- нефтебаза обеспечивается аптечкой с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи пострадавшим – пункт 2.31 Правил;

- внутри обвалования резервуаров не допускается временное и постоянное складирование оборудования, вспомогательных материалов, запасных частей и пр., кроме как на период производства ремонтных работ – пункта 7.17 Правил;

- Насос и двигатель, включая редуктор, считаются одним агрегатом. Каждый агрегат насосной станции должен иметь порядковый номер в соответствии с технологической схемой нефтебазы, утвержденной главным инженером. На двигатель, насос и редуктор наносят стрелки, указывающие направление вращения, а на пусковое устройство - надписи "Пуск" и "Стоп" – пункт 7.76 Правил;

- на нефтебазе ежегодно составляется график проверки изоляции силовых и контрольных кабелей, электропроводок, надежности контактных соединений, состояния заземляющих устройств и измерение сопротивлений растеканию токозаземлителей, проверка режимов работы электродвигателей, защитно-коммутационных аппаратов. График составляется главным энергетиком нефтебазы или ответственным за электрохозяйство нефтебазы и утверждается главным инженером нефтебазы – пункт 7.234 Правил;

- резервуары и технологические трубопроводы нефтебаз, используемые для технологических операций и при внутреннем учете, подлежат калибровке (определению вместимости и градуировке). Градуировочные таблицы утверждаются руководителем нефтебазы – пункт 9.4.2 Правил.

Нарушение данных требований закона допущены ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна» при эксплуатации опасного производственного объекта «Склад ГСМ «Туношна»:

-отсутствует подраздел «первичные средства пожаротушения» в паспорте нефтебазы;

-отсутствует журнал распоряжений по приему и внутрибазовым перекачкам;

-отсутствует аптечка с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи пострадавшим на складе нефтепродуктов;

-в момент проверки в обваловании резервуарного парка находились посторонние предметы (лопата, метла, запчасти);

- отсутствуют стрелки, указывающие направление вращения на насосах нефтебазы;

- отсутствует ежегодный график проверки изоляции силовых и контрольных кабелей, электропроводок, надежности контактных соединений, состояния заземляющих устройств и измерения сопротивления растеканию токозаземлителей, проверки режимов работы электродвигателей, защитно-коммутационных аппаратов;

- не утверждены руководителем нефтебазы градуировочные таблицы резервуаров;

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами. Нарушения не отрицались ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна» и были исправлены в ходе проверочных мероприятий до момента рассмотрения дела об административном правонарушении во исполнение предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.

Полученные по делу доказательства являются допустимыми, собраны с соблюдением требований главы 26, статьи 28.2 КоАП РФ, нарушения не установлены.

Доказательства получили надлежащую правовую оценку в постановлении судьи в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

ФИО1, занимающий должность генерального директора ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна» согласно Приказу о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ и протоколу внеочередного общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ, является субъектом по настоящему делу об административном правонарушении.

ФИО1 совершил административное правонарушение виновно, поскольку он как должностное лицо, осуществляющее руководство ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна», обязан был обеспечить соблюдение юридическим лицом обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Склад ГСМ «Туношна». Не исполняя данную обязанность надлежащим образом, ФИО1 сознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия и сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.

Таким образом, в указанной части состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, доказан.

Вопрос о виновности ФИО1 разрешен должностным лицом в установленный части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок.

Доводы жалобы о малозначительности указанных нарушений обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Склад ГСМ «Туношна» необоснованны.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпунктов «а» и «е» пункта 2.12 и приложения №1, пунктов 2.31, 7.17, 7.76, 7.234, 9.4.2 Правил технической эксплуатации нефтебаз, вменяемые в вину должностному лицу, каждый в отдельности не являются существенными, однако их совокупность не позволяет признать деяние, совершенное должностным лицом, малозначительным и освободить ФИО1 от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на отсутствие в решении судьи оценки того, что ни одно из выявленных нарушений не является грубым, несостоятельна. Такая оценка в силу положений части 1 статьи 29.10 КоАП РФ должна быть дана в постановлении об административном правонарушении в случае возникновения вопроса о квалификации правонарушения по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. По настоящему делу данный вопрос не имеет правового значения.

В остальной части приведенные в постановлении о назначении административного наказания нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Склад ГСМ «Туношна», допущенные ФИО1, вменены ему в вину необоснованно, подлежат исключению из постановления.

ФИО1 вменяется в вину нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, пункта 6.4 Правил технической эксплуатации нефтебаз, выразившееся в отсутствии отображения на технологической схеме нефтебазы контрольно-измерительных приборов с присвоением номера каждому элементу технологической схемы.

В указанном пункте Правил содержится требование, что на нефтебазах, наливных и перекачивающих станциях должны быть составлены технологические схемы с отображением всех трубопроводов, запорно-регулирующего оборудования, контрольно-измерительных приборов, насосов, заглушек, продувочных кранов, компенсаторов, приемо-раздаточных устройств с присвоением номера каждому элементу технологической схемы.

Положения данной нормы не содержат требования о составлении единой, оформленной в одном месте, схемы нефтебазы. Допускается составление нескольких технологических схем. Выводы судьи районного суда об обратном несостоятельны.

Из материалов дела видно, что на момент рассмотрения должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ должностному лицу было представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнении предписания», в котором дано разъяснение, что схемы размещения контрольно-измерительных приборов оформлены в качестве приложения к общей технологической схеме склада и размещены на стене в помещении склада ГСМ. В подтверждение представлены копии схем и фотографий. Также дано пояснение, что до проверки схема контрольно-измерительных приборов существовала, находилась на складе ГСМ, в том числе непосредственно на агрегатах (АФТ), где расположены данные приборы.

Из фотографий видно, что на опасном производственном объекте «Склад ГСМ «Туношна» имеются все необходимые технологические схемы.

Таким образом, нарушение пункта 6.4 Правил технической эксплуатации нефтебаз необоснованно вменено в вину ФИО1 и подлежит исключению из постановления о назначении административного наказания от 30 сентября 2015 года.

Также необоснованно ФИО1 вменяется нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, пункта 7.85 Правил технической эксплуатации нефтебаз в силу следующего.

В пункте 7.85 Правил технической эксплуатации нефтебаз речь идет о насосной станции, а не о насосном агрегате.

Из фотографий и выкопировки из руководства по эксплуатации АФТ-... следует, что АФТ-... – это агрегат фильтрации топлива, обеспечивающий прием авиационного топлива из автомобильных цистерн (АЦ) в приемные резервуары склада авиаГСМ. Рядом с агрегатом вывешена инструкция на агрегат. Помещение насосной станции на складе ГСМ отсутствует, инструкции по охране труда хранятся в помещении офиса склада ГСМ с обеспечением доступа к ним всех работников – письмо от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу изложенного требование пункта 7.85 Правил на указанный агрегат не распространяются, поэтому отсутствие на видном месте у насосного агрегата АФТ-... инструкции по охране труда подлежит исключению из обжалуемого постановления.

Кроме того, в вину ФИО1 вменяется не назначение ответственных за безопасную эксплуатацию трубопроводов распорядительным документом по нефтебазе – нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, пункта 7.63 Правил технической эксплуатации нефтебаз.

Согласно распоряжению о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна» среди прочих документов обязано было представить документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с требованиями, о допуске к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе. Среди таких документов в силу положений пункта 7.63 Правил технической эксплуатации нефтебаз должен быть представлен документ о назначении ответственного за безопасную эксплуатацию оборудования.

В силу части 5 статьи 12 с учетом пункта 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ФИО1 будучи руководителем обязан был обеспечить возможность ознакомления должностного лица, осуществляющего выездную проверку, с указанными в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ документами.

Из материалов дела видно, что документ о назначении ответственного за безопасную эксплуатацию оборудования на момент проведения плановой выездной проверки не был представлен, поскольку он не был найден, как указал в своих пояснениях защитник Фролова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела видно, что к письму от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнении предписания» приложен Приказ ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственного за безопасную эксплуатацию оборудования», из которого следует, что начальник склада ГСМ ФИО назначен ответственным за безопасную эксплуатацию резервуаров, трубопроводов и насосного оборудования. Также к письму были приложены журнал регистрации Приказов ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. (дело 1-16) и паспорт трубопровода, в которых имеется указание на Приказ ЗАО «ТЗК «Славнефть-Туношна» от ДД.ММ.ГГГГ, которым назначен ответственный за эксплуатацию трубопровода заведующий складом ГСМ ФИО. Данный документ был затем приложен к жалобе.

Указанные документы в силу положений статей 26.1, 26.2, 26.7 КоАП РФ являются доказательствами по настоящему делу, объективно свидетельствующим об отсутствии на момент проверки нарушения пункта 7.63 Правил технической эксплуатации нефтебаз.

То обстоятельство, что на момент проверки данные документы не были представлены проверяющему лицу, не является основанием для вменения ФИО1 нарушения пункта 7.63 Правил технической эксплуатации нефтебаз. Оснований полагать, что на момент проверки данный документ не был издан, материалы дела не содержат.

В силу изложенного данное нарушение подлежит исключению из постановления государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора от 30 сентября 2015 года.

Таким образом, прихожу к выводу о том, что надлежащими доказательствами подтвержден факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпунктов «а» и «е» пункта 2.12 и приложения №1, пунктов 2.31, 7.17, 7.76, 7.234, 9.4.2 Правил технической эксплуатации нефтебаз.

Административное наказание, назначенное ФИО1, соответствует санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, а также правилам назначения наказания, установленным в ст.ст. 3.1, 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При назначении административного наказания учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, устранение нарушений на момент рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основания для изменения административного наказания ФИО1 в связи с изменением постановления должностного лица и решения судьи в части не усматриваю, поскольку должностному лицу назначено минимально возможное наказание.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Основания для отмены постановления государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора от 30 сентября 2015 года и решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 10 декабря 2015 года, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора от 30 сентября 2015 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора закрытого акционерного общества «Топливно-заправочный комплекс «Славнефть-Туношна» ФИО1 изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на признание генерального директора закрытого акционерного общества «Топливно-заправочный комплекс «Славнефть-Туношна» ФИО1 виновным:

- в отсутствии на видном месте у насосного агрегата АФТ-... инструкции по охране труда – нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, пункта 7.85 Правил технической эксплуатации нефтебаз;

- в не назначении ответственных за безопасную эксплуатацию трубопроводов распорядительным документом по нефтебазе – нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, пункта 7.63 Правил технической эксплуатации нефтебаз;

- в отсутствии отображения на технологической схеме нефтебазы контрольно-измерительных приборов с присвоением номера каждому элементу технологической схемы – нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, пункта 6.4 Правил технической эксплуатации нефтебаз.

В остальной части постановление государственного инспектора Центрального управления Ростехнадзора от 30 сентября 2015 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 10 декабря 2015 года оставить без изменения.

Судья Е.Ю. Щеголькова