Дело № 30-2-142/2019
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 28 февраля 2019 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Ошмариной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля на постановление начальника отдела административно – технического надзора № 1 Инспекции административно – технического надзора Ярославской области от 8 ноября 2018 года и решение судьи Красноперекопского районного суда города Ярославля от 26 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» в отношении территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля,
установила:
2 ноября 2018 года начальником отдела административно – технического надзора № 1 Инспекции административно – технического надзора Ярославской области в отношении территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Из протокола следует: должностными лицами Инспекции административно – технического надзора Ярославской области 5 и 10 сентября 2018 года осуществлялись осмотры территории за контейнерной площадкой, расположенной <адрес>
В результате осмотров установлено, что на указанной территории осуществляется складирование бытового мусора различного вида.
Уборка территории города Ярославля осуществляется специализированными организациями в соответствии с титульными списками:
- МУП «Городское спецавтохозяйство» города Ярославля по муниципальному контракту от 31 марта 2018 года № 16-Е-18 на выполнение работ по содержанию улично – дорожной сети Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля;
- МБУ «Городское садово – парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля по муниципальному заданию от 9 июня 2018 года № 83.
Территория, где обнаружено складирование мусора, не входит в титульные списки к муниципальному контракту от 31 марта 2018 года и муниципальному заданию от 9 июня 2018 года.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 2.5 Регламента содержания городских территорий, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 11 апреля 2005 года № 1541 «О содержании городских территорий», организация уборки данной территория является обязанностью территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля.
Данную свою обязанность территориальная администрация не исполнила, чем нарушила пункты 1.4, 2.1.5, 9.2 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 года N 306.
Кроме того, нарушение указанных положений Правил благоустройства территории города заключается также в отсутствии контроля со стороны территориальной администрации за исполнением Правил благоустройства на территории района, что относится к полномочиям территориальной администрации в соответствии с пунктами 14 и 23 раздела 3 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 12 сентября 2006 года № 307.
Осуществление контроля за исполнением Правил благоустройства относится к перечню работ по благоустройству территории города.
Указанное бездействие территориальной администрации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Постановлением начальника отдела административно – технического надзора № 1 Инспекции административно – технического надзора Ярославской области от 8 ноября 2018 года производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного территориальной администрацией деяния. В отношении территориальной администрации объявлено устное замечание.
Установив в бездействии территориальной администрации состав административного правонарушения, должностное лицо Инспекции административно – технического надзора Ярославской области тем не менее пришла к выводу о малозначительности данного противоправного деяния.
Решением судьи Красноперекопского районного суда города Ярославля от 26 декабря 2018 года постановление начальника отдела административно – технического надзора № 1 Инспекции административно – технического надзора Ярославской области от 8 ноября 2018 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля по доверенности ФИО1 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления начальника отдела административно – технического надзора № 1 Инспекции административно – технического надзора Ярославской области от 8 ноября 2018 года и решения судьи Красноперекопского районного суда города Ярославля от 26 декабря 2018 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля состава административного правонарушения.
В жалобе приводятся доводы о том, что контроль за исполнением Правил благоустройства не относится к перечню работ по благоустройству, поэтому отсутствие контроля за исполнением указанных правил со стороны территориальной администрации района состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» не образует.
Территория, на которой обнаружено складирование мусора, входит в титульный список на выполнение работ по содержанию улично – дорожной сети Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля в 2018 – 2020 годах к муниципальному контракту № 16-Е-18 от 31 марта 2018 года, заключенному с МУП Городское спецавтохозяйство» города Ярославля. В связи с этим, обязанности по организации уборки данной территории у администрации района не имелось.
Кроме того, в жалобе приводятся доводы о нарушении процессуальных норм при рассмотрении данного дела об административном правонарушении составлением протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания одним должностным лицом Инспекции административно – технического надзора Ярославской области.
В судебном заседании защитник территориальной администрации на основании доверенности ФИО1 жалобу поддержала.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление начальника отдела административно – технического надзора № 1 Инспекции административно – технического надзора Ярославской области от 8 ноября 2018 года и решение судьи Красноперекопского районного суда города Ярославля от 26 декабря 2018 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства требований к выполнению перечня работ по благоустройству территории поселения (городского округа) и (или) периодичности их выполнения (кроме работ по благоустройству жилых домов, а также придомовых территорий жилых домов).
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что вменяемое в вину территориальной администрации противоправное деяние выражается в двух нарушениях:
- отсутствие контроля за исполнением Правил благоустройства, при том что осуществление контроля относится к перечню работ по благоустройству;
- отсутствие организации работ по уборке территории, которая не входит в титульные списки муниципального контракта на содержание улично – дорожной сети Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля и муниципального задания, выданного МБУ «Городское садово – парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля.
Полагаю, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях», что выражается в приведенном бездействии со стороны территориальной администрации, по делу не доказан.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет нарушение требований Правил благоустройства к выполнению перечня работ по благоустройству территории. Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
На территории города Ярославля перечень работ по благоустройству территории определен Правилами благоустройства территории города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 30 января 2004 года № 306.
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 указанных Правил Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства города Ярославля, определяют порядок содержания, организации уборки и обеспечения чистоты городских территорий, включая прилегающие к границам зданий, земельных участков и ограждений, а также внутренние территории для всех хозяйствующих субъектов и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами, арендаторами, пользователями зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ярославля.
Правила направлены на обеспечение и поддержание чистоты и порядка на всей территории города в целях создания комфортных и безопасных условий проживания его жителей.
Благоустройство города обеспечивается деятельностью:
- мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции;
- организаций, выполняющих работы по содержанию и благоустройству города;
- всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также граждан, осуществляющих содержание принадлежащего им имущества, прилегающих территорий, бережно относящихся к городскому имуществу и неукоснительно выполняющих Правила.
Из анализа приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правил благоустройства территории города Ярославля со всей определенностью следует, что к перечню работ по благоустройству относятся установленные данными Правилами работы, материальным результатом которых является создание комфортных условий проживания в городе, надлежащее его санитарное и эстетическое состояние.
Работы по контролю за тем, что указанные работы обязанными лицами производились, сами по себе работами по благоустройству не являются, так как результатом данных работ благоустройство территории, в том смысле как это определено градостроительным законодательством, не достигается.
Контроль со стороны уполномоченных органов местного самоуправления за производством работ по благоустройству является одним из элементов понуждения обязанных лиц к исполнению указанных Правил.
Закрепление норм о контроле за исполнением Правил в тексте данных Правил не указывает на отнесение данных работ к перечню работ по благоустройству. Установление в нормативном акте положений о порядке осуществления контроля за исполнением требований данного нормативного акта является элементом юридической техники и применяется законодателем для определения органов, ответственных за контроль соответствия правоотношений, регулируемых нормативным актом, содержащемуся в нем правовому регулированию, а также для закрепления их полномочий в данной сфере.
Таким образом, выводы постановления по делу об административном правонарушении о том, что контроль за исполнением Правил благоустройства относится к перечню работ по благоустройству территории и, следовательно, его ненадлежащее осуществление образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» являются неверными и противоречат градостроительному законодательству и самим Правилам благоустройства.
В связи с этим, ненадлежащий контроль со стороны территориальной администрации за исполнением Правил благоустройства, что выразилось в наличии мусора за контейнерной площадкой <адрес>, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» не образует.
В свою очередь, наличие у территориальной администрации обязанности по организации уборки данной территории на основании пункта 2.5 Регламента содержания городских территорий, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 11 апреля 2005 года № 1541, полагаю по делу не доказано.
Доказательством наличия мусора за контейнерной площадкой <адрес> в материалах дела являются два акта, составленные специалистами Инспекции административно – технического надзора Ярославской области 5 и 10 сентября 2018 года.
В тексте обоих актов содержится указание на то, что мусор находится за контейнерной площадкой.
Вместе с тем, из приложенных к указанным актам данным фотофиксации со всей очевидностью следует, что мусор находится непосредственно на площадке между расположенными на ней контейнерами для сбора мусора, а также на площадке для размещения крупногабаритного мусора.
При этом, фотографирования территории за контейнерной площадкой, то есть того места, которое описано в акте, ни 5, ни 10 сентября 2018 года не производилось.
При таких обстоятельствах, полагаю, что факт нахождения мусора на земельном участке за контейнерной площадкой по делу не доказан.
Учитывая расположение данного мусора вблизи контейнерной площадки, при рассмотрении дела об административном правонарушении не выяснялся вопрос о причинах его образования, в том числе в части надлежащего исполнения своих обязанностей организацией, ответственной за вывоз мусора непосредственно с контейнерной площадки и ее уборку.
Кроме того, в случае доказанности факта нахождения мусора за контейнерной площадкой, выводы постановления по делу об административном правонарушении о том, что данная территория не входит в титульный список к муниципальному контракту на выполнение работ по содержанию улично – дорожной сети Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля, также бездоказателен.
Из содержания титульного списка к контракту следует, что в перечень определенных в нем объектов входят газоны <адрес>
Каких – либо суждений относительно оснований, по которым территория <адрес> за контейнерной площадкой, являющаяся, как следует из фотографий, газоном, не относится к территории, поименованной в пункте 28 раздела 13 титульного списка, постановление по делу об административном правонарушении не содержит. Доказательства данным выводам в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что бездействие администрации по контролю за исполнением иными обязанными лицами правил благоустройства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» не образует. Доказательств наличия обязанности у территориальной администрации по организации уборки территории за контейнерной площадкой на улице Нефтяников города Ярославля в соответствии с пунктом 2.5 Регламента содержания городских территорий, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 11 апреля 2005 года № 1541, в материалах дела нет.
При таких обстоятельствах, вынесенные по данному делу об административном правонарушении постановление начальника отдела административно – технического надзора № 1 Инспекции административно – технического надзора Ярославской области от 8 ноября 2018 года и решение судьи Красноперекопского районного суда города Ярославля от 26 декабря 2018 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстяотельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление начальника отдела административно – технического надзора № 1 Инспекции административно – технического надзора Ярославской области от 8 ноября 2018 года и решение судьи Красноперекопского районного суда города Ярославля от 26 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 25.5 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» в отношении территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Е.Ю. Щеголькова