Дело № 30-2-153/2016
РЕШЕНИЕ
02 марта 2016 года г. Ярославль
Судья Ярославского областного суда Нуждин С.В.,
при секретаре Котовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Алиева Ф.М. по доверенности Панкова С.В. на постановление директора департамента лесного хозяйства – главного государственного лесного инспектора Ярославской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 12 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алиева Ф.М.,
установил:
Постановлением директора департамента лесного хозяйства – главного государственного лесного инспектора Ярославской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Алиев Ф.М. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение пожарной безопасности в лесах, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Правонарушения выразились в следующем: ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования лесов в соответствии с планом по патрулированию лесов по заданному маршруту, проведенного на основании оперативного задания № от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения, допущенные Алиевым Ф.М.:
на лесосеке в <данные изъяты> сплошная рубка квартал № выдел № площадь <данные изъяты> га - очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой, путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в пожаробезопасный период не проводилась, порубочные остатки разбросаны по всей разработанной площади лесосеки (около <данные изъяты> га), на лесосеке в <данные изъяты> сплошная санитарная рубка квартал № выдел № площадь <данные изъяты> га очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в пожаробезопасный период проводилась, порубочные остатки разбросаны на площади около <данные изъяты> га, на лесосеке в <данные изъяты> сплошная рубка квартал № выдел № площадь <данные изъяты> га, очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой путем сбора порубочных остатков в валы с оставлением на перегнивание проводилась не в полной мере, порубочные остатки разбросаны на площади около <данные изъяты> га (при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков - пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417;
на лесосеке в <данные изъяты> сплошная рубка квартал № выдел № площадь <данные изъяты> га, сплошная санитарная рубка квартал № выдел № площадь <данные изъяты> га, сплошная рубка квартал № выдел № площадь <данные изъяты> га - оставлена на пожароопасный период не вывезенная древесина в количестве около <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно - древесина не отделена минерализованной полосой и частично складирована непосредственно у стены прилегающего леса - нарушен п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 ;
на лесосеке в <данные изъяты> сплошная рубка квартал № выдел № площадь <данные изъяты> га очистка лесосеки от порубочных остатков частично проведена путем сбора порубочных остатков в валы с оставлением на перегнивание, часть валов порубочных остатков находятся непосредственно у стены прилегающего леса, ширина валов местами достигает <данные изъяты> метров, сплошная санитарная рубка квартал № выдел № площадь <данные изъяты> га, очистка лесосеки от порубочных остатков частично проведена путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в пожаробезопасный период, часть куч порубочных остатков находятся непосредственно у стены прилегающего леса, ширина валов местами достигает <данные изъяты> метров, - нарушен п. 17 «б» Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.
Решением судьи Угличского районного суда Ярославской области от 12 января 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Алиева Ф.М. – без удовлетворения.
На вынесенные акты в Ярославский областной суд защитником Алиева Ф.М. по доверенности Панковым С.В. подана жалоба, в которой содержится требование об отмене принятых актов за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что за это же правонарушение привлечен к административной ответственности ФИО, который непосредственно заготавливал лес, что должно исключать ответственность Алиева Ф.М. Административным органом и районным судьей неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Заслушав Алиева Ф.М. и его защитника Панкова С.В., в поддержании жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, не нахожу оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007г. № 417, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Пункт 16 указанных Правил предусматривает необходимость очистки мест рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины.
Пунктом 21 Правил зафиксировано, что места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах – двумя такими полосами на расстоянии 5 метров одна от другой.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальный предприниматель Алиев Ф.М. является арендатором лесного участка кварталы №,№, №, выделы №, №, №<данные изъяты> лесничества. В ходе проведенного патрулирования лесов ДД.ММ.ГГГГ было выявлено несоблюдение Алиевым Ф.М. требований пунктов 16, 17 и 21 Правил пожарной безопасности в лесах при заготовке древесины.
Данные нарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, оперативным заданием на патрулирование лесов, технологической картой на разработку лесосеки.
Согласно оперативному заданию на патрулирование лесов старшим государственным инспектором Ярославской области ФИО2 осуществлено патрулирование лесов, расположенных на территории <данные изъяты>, <данные изъяты>, кварталы №-№.
По результатам патрулирования ФИО2, действуя в переделах своих полномочий и в соответствии с ч. 8 ст. 28.3 КоАП РФ, составил в отношении Алиева Ф.М. протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, так как были выявлены указанные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, допущенных при заготовке древесины.
Обстоятельства, изложенные в протоколе, не оспариваются Алиевым Ф.М.
Оснований не доверять протоколу об административном правонарушении не имеется, так как согласно оперативному заданию осуществлялось патрулирование, в том числе №, № и № кварталах, арендатором которого является Алиев Ф.М., нарушения выявлены именно в указанных кварталах.
Нарушение процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Нарушений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» не имеется по следующим основаниям.
В пункте 3 статьи 1 данного закона установлено, что настоящий Федеральный закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.
При осмотре в целях проверки соблюдения лесного законодательства лесосек и лесовозной дороги, где осуществлялась предпринимательская деятельность Алиева Ф.М., взаимодействия органа государственного контроля с индивидуальным предпринимателем не требовалось, и на него не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля, следовательно, положения названного Закона не подлежат применению при разрешении настоящего спора.
Привлечение к административной ответственности ФИО, не освобождает от ответственности Алиева Ф.М., поскольку на нем как арендаторе лесного участка лежит обязанность по использованию арендованного лесного участка по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность Алиева Ф.М. не передавалась иному лицу, договор аренды на момент правонарушения действовал в полном объеме.
Административное наказание назначено Алиеву Ф.М. в пределах санкции ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, при этом правила назначения административного наказания, установленные в ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, были соблюдены.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения вынесенных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление директора департамента лесного хозяйства – главного государственного лесного инспектора Ярославской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 12 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алиева Ф.М., оставить без изменения, а жалобу защитника Алиева Ф.М. по доверенности Панкова С.В. – без удовлетворения.
Судья С.В. Нуждин