ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-226/19 от 19.04.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-226/2019

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 19 апреля 2019 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Ростовского муниципального района Ярославской области на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 16 января 2019 года и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Ростовского муниципального района Ярославской области,

установила:

16 января 2019 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в отношении администрации Ростовского муниципального района Ярославской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления следует: 4 декабря 2018 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям проведены рейдовые мероприятия, в ходе которых обследована территория в районе поселка Горный Ростовского муниципального района Ярославской области площадью 225 кв.метров. В результате обследования установлено, что на почву в указанном месте происходит излив канализационных стоков. В связи с данным изливом имеет место порча земли: по результатам лабораторных исследований установлено превышения концентраций загрязняющих веществ – по нитрат – иону в 1, 1 раза, по фосфат – иону в 1, 5 раза, по азот аммонию в 3 раза по сравнению с предельно допустимыми концентрациями.

В результате проверки установлено также, что сброс канализационных стоков от жилых домов в поселке Горный Ростовского муниципального района Ярославской области осуществляется без очистки.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоотведения в границах сельского поселения отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Неисполнение указанной обязанности, а также нарушение требований статьей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 39, 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», приведшее к порче земли, образует в бездействии администрации Ростовского муниципального района Ярославской области состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Решением судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 27 февраля 2019 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 16 января 2019 года оставлено без изменений.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба администрацией Ростовского муниципального района Ярославской области в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 16 января 2019 года и решения судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 27 февраля 2019 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В жалобе приводится следующее: собственник канализационных сетей, в результате ненадлежащей эксплуатации которых имел место излив сточных вод и загрязнение земель в районе поселка Горный Ростовского муниципального района Ярославской области, не установлен, сети имеют признаки бесхозяйных. Полномочия по признанию имущества бесхозяйным имеются у органа местного самоуправления, на территории которого данное имущество находится. В данном случае таким органом является администрация сельского поселения Петровское Ростовского муниципального района Ярославской области. Указанным органом начата работа по признанию канализационных сетей бесхозяйными. В свою очередь, у администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в указанной части полномочий нет. В связи с чем не имеется установленных бюджетным законодательством оснований для расходов на содержание данного имущества.

Организация водоотведения в границах сельского поселения с 1 января 2017 года является полномочием органов государственной власти Ярославской области.

Гарантирующей организацией по водоотведению на территории Петровского сельского поселения Ростовского муниципального района Ярославской области является Государственное предприятие Ярославской области «Южный водоканал».

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обязанность по содержанию бесхозяйных сетей водоотведения лежит на гарантирующей организации.

ГП Ярославской области «Южный водоканал» данная обязанность признавалась до выявления административного правонарушения – населению поселка Горный Ростовского муниципального района Ярославской области, жилые помещения которого обеспечены системой централизованного водоотведения, данная услуга предоставлялась ГП Ярославской области «Южный водоканал», за данные услуги взималась плата. Перерасчет произведено только в декабре 2018 года, после выявления правонарушения.

Судьей при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания фактически сделан вывод о том, что загрязнение почвы имело место в результате деятельности иных юридических лиц, а не администрации Ростовского муниципального района Ярославской области. Однако, указанное обстоятельство не расценено судьей, как исключающее вину администрации в правонарушении.

В жалобе приводятся также доводы о том, что объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, составляют действия, связанные с нарушением правил обращения с опасными веществами. При этом по делу не установлено, что такое нарушение имело место действиями администрации Ростовского муниципального района Ярославской области.

При рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания судья районного суда установила также, что вина администрации муниципального района состоит и в том, что она является владельцем земельного участка, загрязнение которого произошло в результате излива сточных вод.

Вместе с тем, указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В отношении данных земель у администрации муниципального района имеются полномочия только по предоставлению их юридическим или физическим лицам, то есть она исполняет отдельные полномочия собственника, но таковым не является.

Таким образом, администрация Ростовского муниципального района Ярославской области полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник администрации Ростовского муниципального района Ярославской области на основании доверенности Нищенкова Д.Е. жалобу поддержала.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям Иванова Е.М. в удовлетворении жалобы возражала.Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 16 января 2019 года и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 27 февраля 2019 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях (бездействии) администрации Ростовского муниципального района Ярославской области состава административного правонарушения.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и рационального использования земель (почвы).

При этом, состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, является материальным. Из диспозиции части 2 статьи 8.6 КоАП РФ следует, что административная ответственность по данной норме наступает при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что привело к порче земель.

Из материалов дела следует, что порча земель имела место в результате излива сточных вод из канализационных сетей системы централизованного водоотведения в поселке Горный Ростовского муниципального района Ярославской области.

При этом, в постановлении о назначении административного наказания отсутствует указание на то, что сточные воды являются опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами или отходами производства и потребления, отсутствует ссылка на соответствующий нормативный акт, который относил бы сточные воды к таким веществами или отходам.

Также по делу не установлено, что администрация Ростовского муниципального района Ярославской области осуществляет деятельность, связанную с обращением с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, и нарушила правила такого обращения.

Таким образом, по делу не установлено, что администрация Ростовского муниципального района Ярославской области совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Вывод должностного лица административного органа в постановлении о назначении административного наказания о том, что вина администрации состоит в ненадлежащей организации водоотведения на территории поселка Горный Ростовского муниципального района Ярославской области, не указывает на то, что администрацией совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, поскольку нормативные акты, регулирующие вопросы водоотведения не являются нормативными актами в сфере обращения с опасными веществами или отходами производства и потребления.

Кроме того, данный вывод не соответствует нормативным актам, регулирующим вопросы водоотведения.

Согласно пункту 4 части 1, части 2 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия определены частями 1 и 1.1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Законом Ярославской области от 29.12.2016 года N 104-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения" полномочия, определенные в части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» с 1 января 2017 года переданы органам государственной власти Ярославской области, за исключением организацияиводоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, которая передается с 1 января 2019 года.

Таким образом, организация водоотведения на территории сельских поселения пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» с 1 января 2017 года относится к полномочиям органов государственной власти Ярославской области.

Вывод судьи районного суда в решении по жалобе на постановление о назначении административного наказания о том, что администрация Ростовского муниципального района Ярославской области виновна в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, поскольку является собственником земли, порча которой установлена по делу, является необоснованным. Как указывалось выше, административная ответственность за совершение указанного правонарушения наступает в случае нарушения правил обращения с опасными веществами или отходами производства и потребления. Таким образом, принадлежность земельного участка тому или иному лицу для квалификации деяния правового значения не имеет.

Кроме того, указанный вывод судьи противоречит закрепленному в части 1 статьи 30.7 КоАП РФ принципу недопустимости поворота к худшему для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении его жалобы на постановление о назначении административного наказания, поскольку приходя к такому выводу, судья увеличила объем вмененных в вину администрации муниципального района нарушений.

На основании изложенного, учитывая, что по делу не установлено, что со стороны администрации Ростовского муниципального района Ярославской области имело место нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в действиях администрации отсутствует. В связи с этим, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7, пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 16 января 2019 года и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 27 февраля 2019 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 16 января 2019 года и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Ростовского муниципального района Ярославской области отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.Ю. Щеголькова