Дело № 30-2-238/2017
РЕШЕНИЕ
08 июня 2017 года г. Ярославль
Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Котовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. директора Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности ФИО2 от 10 марта 2017 года и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 24 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино»,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности ФИО2 от 10 марта 2017 года 43\4036 Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино (далее- МУП ЖКХ «Бурмакино») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Административное правонарушение выразилось в следующем:
В нарушение требований статей 16, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», своим действием (бездействием) МУП ЖКХ «Бурмакино» допустило невнесение в установленные сроки платы (квартального авансового платежа) за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 24 апреля 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба МУП ЖКХ «Бурмакино» -без удовлетворения.
В Ярославский областной суд поступила жалоба и.о. директора МУП ЖКХ «Бурмакино» ФИО1 В ней ставится вопрос об отмене принятых по делу актов и прекращении производства по делу, с учетом применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В обоснование жалобы заявитель указывает на допущенные нарушения Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части порядка проведения проверки, а также к иным процессуальным нарушениям. Указывается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности за не внесение платы за <данные изъяты>., необоснованность привлечения к административной ответственности по трем делам за несвоевременное внесение авансовых платежей с разбивкой по кварталам. Автор жалобы полагает, что имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник МУП ЖКХ «Бурмакино» по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержал.
Законный представитель МУП ЖКХ «Бурмакино» и должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании областного суда участия не принимали.
Заслушав защитника, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что оснований для отмены или изменения принятых по делу актов не имеется.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены ст. 16.4 названного закона, согласно которой отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (часть2); плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным (абзац 1 части 3); лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (абзац 2 части 3).
Тем самым, авансовый платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал <данные изъяты>. подлежал внесению МУП ЖКХ «Бурмакино» до ДД.ММ.ГГГГ. включительно. Согласно материалам дела данная обязанность предприятием не была исполнена в установленный срок. Плата за 1 квартал <данные изъяты>. была внесена только ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждается обязанность МУП ЖКХ «Бурмакино» вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Материалами дела подтверждается и юридическим лицом не оспаривается, что хозяйственная деятельность МУП ЖКХ «Бурмакино» связана с негативным воздействием на окружающую среду, так как в результате деятельности предприятия в первом квартале <данные изъяты>. образовались отходы, сбросы в водный объекты, выбросы в атмосферный воздух.
МУП ЖКХ «Бурмакино» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, предприятие в силу предписания закона обязано вносить ежеквартально авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что предприятие совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ, виновно, так как доказательства невозможности соблюдения обществом требований закона о внесение авансовых платежей за воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2016г. не представлены. Затруднения финансового характера не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
В связи с этим должностное лицо и судья районного суда, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ представленные в материалы дела доказательства, обоснованно признали, что действия МУП ЖКХ «Бурмакино» образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, подробно изложены в постановлении о назначении административного наказания и решении судьи районного суда. Данные выводы основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела. Поэтому правовых оснований для иной оценки материалов дела не имеется.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды.
Доводы жалобы о несоблюдении должностным лицом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что в отношении МУП ЖКХ «Бурмакино» проверка в соответствии с названным Федеральным законом не проводилась. Дело об административном правонарушении возбуждено на основании информации начальника отдела финансов и бухгалтерского учета Управления Росприроднадзора по Ярославской области о невнесении рядом предприятий области авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, МУП ЖКХ «Бурмакино».
В соответствии с п. 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017г. № 255 (далее – Правила), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с п. 37 Правил контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату; контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы (п. 38 Правил).
Юридическим лицом декларация не подавалась, плата за указанный в постановлении о назначении административного наказания период не была осуществлена. В связи с этим проведения контрольных мероприятий по правильности заполнения декларации и исчислению внесенного платежа не требовалось
Управление Росприроднадзора в Ярославской области является органом, который обладает необходимой информацией об уплате (неуплате) платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому для выявления неуплаты авансовых платежей в установленный срок взаимодействия органа государственного контроля с юридическим лицом не требовалось, и на него не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля, следовательно, положения названного Закона не подлежат применению при разрешении настоящего дела.
Необходимые для рассмотрения дела документы были истребованы должностным лицом после возбуждения дела, т.е. в рамках производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ.
В соответствии с п. 52 Правил в случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок администратор платы применяет предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию об указанных лицах.
Поэтому возбуждение дела об административном правонарушении на основании поступившей информации, содержащей достаточные данные о наличии административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, отвечает требованиям п. 2 ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ, считается совершенным с момента истечения срока для внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Так как авансовые платежи вносятся поквартально, невнесение платежа за каждый квартал образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Поэтому оснований для назначения административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.41 КоАП РФ, в связи с неуплатой платежей за разные периоды по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не имеется.
То обстоятельство, что срок внесения платежа за весь год определен 1 марта года, следующего за отчетным, не освобождает юридическое лицо от обязанности вносить авансовые платежи, и, как следствие этого, не является основанием для прекращения производства по делу.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности по платежам за <данные изъяты>. правового значения для рассмотрения данного дела не имеет, так как из содержания обжалуемого постановления о назначении административного наказания следует, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности за невнесение платы за первый квартал <данные изъяты>. Изложение в постановлении сведений о начислении авансовых платежей за <данные изъяты>. имеет цель расчета авансовых платежей, подлежащих внесению за ДД.ММ.ГГГГ., что не противоречит закону.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, соблюдены.
Вопреки утверждению защитника, должностное лицо и судья районного суда не расценивали данное административное правонарушение как длящееся.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено юридическому лицу в соответствии с положениями ст.ст. 4.1, 4.2-4.4 КоАП РФ в минимальном размере санкции ст. 8.41 КоАП РФ. В связи с этим правовых оснований для снижения размера административного наказания не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену принятых по делу актов, должностным лицом и судьей районного суда не допущено.
Дело рассмотрено должностным лицом в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 23.29 КоАП РФ.
Оценив фактические обстоятельства дела, не нахожу оснований для освобождения МУП ЖКХ «Бурмакино» от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для квалификации правонарушения малозначительным.
В силу изложенного оснований для отмены постановления о назначении административного наказания и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности ФИО2 от 10 марта 2017 года № 43\4036 и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 24 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино» оставить без изменения, а жалобу и.о. директора Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья В.С.Преснов