Дело №30-2-241/2023
(УИД 76RS0013-01-2023-00878-32)
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 10 июля 2023 года
Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при секретаре Масловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела охраны и использования животного мира департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области ФИО6 на решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 30 мая 2023 года, принятое по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении охотоведа Рыбинского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» ФИО1,
установил:
Постановлением начальника охраны и использования животного мира департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – государственного охотничьего инспектора Ярославской области ФИО6 от 17.04.2023 № 2023 О-20/216 о назначении административного наказания охотовед Рыбинского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Из постановления следует, что ФИО1 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, а именно: ФИО1, исполняя обязанности охотоведа Рыбинского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» и являясь лицом, ответственным за осуществление производственного охотничьего контроля, несвоевременно (с нарушением установленного двухдневного срока) направил в уполномоченный орган Акт о наличии признаков административного правонарушения № 2 от 20.08.2022, составленный в отношении ФИО3 (фактически акт передан 26.08.2022, на 2 дня позднее срока), а также Акт о наличии признаков административного правонарушения от 28.11.2022, составленный в отношении ФИО4 (фактически акт передан 15.12.2022 на 15 дней позднее срока). Таким образом, нарушен пункт 30 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 6.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 30.05.2023 постановление о назначении административного наказания от 17.04.2023 № 2023 О-20/216 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальником отдела охраны и использования животного мира департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ФИО6 подана жалоба, в которой заявитель просит отменить решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 31.05.2023, оставить без изменения постановление от 17.04.2023 № 2023 О-20/216. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судьей норм материального права, а именно статей 34, 40 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», статей 1, 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В жалобе указывается, что судьей городского суда не дана оценка условиям охотхозяйственных соглашений от 17.07.2012 №№ 735 и 738, ссылка на которые приведена в отмененном постановлении. При осуществлении охотпользования в рамках охотхозяйственной деятельности Ярославская региональная общественная организация «Областное общество охотников и рыболовов» и ее должностные лица обязаны руководствоваться, в том числе Порядком осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденным приказом Минприроды России от 09.01.2014 № 6, который регулирует деятельность охотпользователя, связанную с пользованием объектами животного мира, в связи с чем, правонарушение правильно квалифицировано по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ. Ссылка на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2017 № 9-АД17-9 не может быть учтена, поскольку согласно указанному судебному акту охотпользователю вменялся неправомерный отказ в выдаче разрешения на добычу физическому лицу, в данном случае ФИО1 вменялось нарушение Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, который осуществляется в рамках пользования объектами животного мира. В постановлении приведены сведения о времени и месте совершения административного правонарушения.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 против удовлетворения жалобы возражал. Дополнительно пояснил, что в настоящее время внесены изменения в часть 3 статьи 8.37 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение правил, регламентирующих виды пользования животным миром, за исключением охоты и рыболовства, в связи с чем состав указанного административного правонарушения в его действиях в любом случае отсутствует.
Прокурор Верещагина К.Н. пояснила, что с учетом внесения изменений в часть 3 статьи 8.37 КоАП РФ состав административного правонарушения в действиях ФИО1 на момент рассмотрения настоящей жалобы отсутствует, оснований для отмены решения судьи не имеется.
Выслушав ФИО1, прокурора Верещагину К.Н., изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть 3 статьи 8.37 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусматривала административную ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи.
В статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ) определено, что пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ).
Одним из видов пользования животным миром является охота (статья 34 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ).
В силу статьи 35 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром (статья 40 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ) охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты; охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона 24.07.2009 № 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1). По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2).
Согласно статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ под производственным охотничьим контролем понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 1). Производственный охотничий контроль осуществляется в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях (часть 2).
Порядок осуществления производственного охотничьего контроля утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 6.
Отменяя постановление о назначении административного наказания и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья городского суда исходил из того, что нарушение Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 6, не является нарушением правил пользования объектами животного мира и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Вместе с тем, положения приведенных выше норм, судьей городского суда во внимание не приняты. Порядок осуществления производственного охотничьего контроля, нарушение которого вменялось ФИО1, определяет процедуру осуществления производственного охотничьего контроля юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, т.е. регламентирует, в том числе и деятельность охотпользователя, связанную с пользованием объектами животного мира. Наличие отхозяйственных соглашений от 17.07.2012 №№ 735, 738, по условиям которых Ярославская региональная общественная организация «Областное общество охотников и рыболовов», являясь охотпользователем, обязана осуществлять, в том числе производственный охотничий контроль, судьей не учтено.
Однако указанные обстоятельства, на которые ссылается автор жалобы, в данном случае не могут повлечь отмену принятого судьей решения.
Федеральным законом от 13.06.2023 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в часть 3 статьи 8.37 КоАП РФ внесены изменения, которые вступили в силу с 24.06.2023.
Указанной нормой, в редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 234-ФЗ, предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих виды пользования животным миром, за исключением охоты и рыболовства (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из-под действия части 3 статьи 8.37 КоАП РФ исключены нарушения любых правил охоты и рыболовства, установленных нормативными правовыми актами.
Порядок производственного охотничьего контроля не содержит каких-либо норм, регламентирующих виды пользования животным миром, которые определены в части 3 статьи 8.37 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.2023 № 234-ФЗ).
В настоящее время вмененные ФИО1 нарушения пункта 30 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 6, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
С учетом того, что постановление по делу об административном правонарушении было отменено, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, а также принимая во внимание положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 31.05.2023 подлежит оставлению без изменения, а жалоба начальника отдела охраны и использования животного мира департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области ФИО6 – без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 31 мая 2023 года, принятое по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении охотоведа Рыбинского отделения Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу начальника отдела охраны и использования животного мира департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области ФИО6 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.И.Бисерова