ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-257/2018 от 06.06.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-257/2018

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 6 июня 2018 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Адаевой Светланы Николаевны по доверенности Завьялова Михаила Федоровича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 февраля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 27 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Адаевой Светланы Николаевны,

установила:

12 февраля 2018 года руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в отношении Адаевой С.Н., являвшейся директором по обеспечению Открытого акционерного общества (ОАО) «Ярославльводоканал», вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Адаева С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления следует: в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ОАО «Ярославльводоканал» относится к числу юридических лиц, для которых общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг определены указанным Федеральным законом.

На ОАО «Ярославльводоканал» разработано и действует Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг, утвержденное советом директоров ОАО «Ярославльводоканал» 19 апреля 2016 года (далее – Положение).

Положением предусмотрены виды процедур закупки, осуществляемые по выбору ОАО «Ярославльводоканал» в зависимости от условий закупки. Кроме того, Положением предусмотрена возможность прямого заключения договоров без проведения закупочных процедур. Определены условия, при которых допускается прямое заключение договора.

В 2016 году ОАО «Ярославльводоканал» проводило открытый конкурс на право заключения договора на поставку песка речного для производственных нужд предприятия.

В период с января по май 2017 года закупка песка ОАО «Ярославльводоканал» осуществлялась без проведения закупочных процедур. В указанный период заключено шесть договоров с четырьмя поставщиками на поставку песка общим количеством 2 756 куб.метров на общую сумму 532 680 рублей. Сумма каждого из договоров не превышала 100 000 рублей.

Таким образом, ОАО «Ярославльводоканал» искусственно раздробил единую закупку, которая должна осуществляться путем проведения конкурентных процедур, на шесть отдельных договоров.

Информация о данной закупке в нарушение части 5 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не была размещена в единой информационной системе.

Ответственным должностным лицом ОАО «Ярославльводоканал» за размещение информации о закупках в единой информационной системе на момент заключения вышеуказанных договоров являлась директор по обеспечению и председатель комиссии по закупкам Адаева С.Н.

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке песка ОАО «Ярославльводоканал» явилось следствием противоправного бездействия Адаевой С.Н.

Таким образом, ею, как должностным лицом заказчика, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Решением судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 27 апреля 2018 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 февраля 2018 года оставлено без изменений.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником Адаевой С.Н. по доверенности Завьяловым М.Ф. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 февраля 2018 года и решения судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 27 апреля 2018 года. В жалобе приводятся доводы о том, что Адаевой С.Н. правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, не совершено. Решение о способе закупки принимает руководитель ОАО «Ярославльводоканал». При принятии решения о закупке песка для нужд ОАО «Ярославльводоканал» в январе – мае 2017 года руководитель общества принял решение о заключении прямого договора. Решение о проведении закупки не принималось. Следовательно, информация о данной закупке не могла быть размещена Адаевой С.Н. О заключении прямых договоров на поставку песка Адаевой С.Н. не было известно. Кроме того, несмотря на то, что обязанность по размещению информации в единой информационной системе возложена на Адаеву С.Н., фактически данную обязанность мог исполнить только руководитель общества, как единственное должностное лицо ОАО «Ярославльводоканал», обладающее электронной цифровой подписью. В жалобе приводятся также доводы о том, что искусственное дробление закупки песка по делу не доказано.

В судебном заседании защитник Адаевой С.Н. по доверенности Завьялов М.Ф. жалобу поддержал.

Специалист – эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Курдюкова И.Н. в удовлетворении жалобы возражала.

Прокурором Ерохиным Я.С. в судебном заседании дано заключение о том, что постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 февраля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 27 апреля 2018 года являются законными, оснований для их отмены не имеется. Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, заключение прокурора, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 февраля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 27 апреля 2018 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях Адаевой С.Н. состава административного правонарушения.

Частью 5 статьи 7.32.3. КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, помимо прочих, принципом информационной открытости закупки.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Анализ данных положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» указывает на то, что обязанность заказчика по размещению в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров возникает после принятия решения о проведении такой закупки с использованием конкурентных процедур и определении способа такой закупки.

Из материалов дела следует, что решения о закупке песка путем конкурса, аукциона, или иного способа, установленного Положением о закупках, действующим на предприятии, ОАО «Ярославльводоканал» не принималось.

Следовательно, обязанности по размещению информации о данной закупке у Адаевой С.Н. не возникло. Положения части 5 статьи 4 Федерального закона «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Адаевой С.Н. не нарушены. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в ее действиях отсутствует.

Описательная часть постановления о назначении административного наказания по существу сводится к указанию на то, что ОАО «Ярославльводоканал» как заказчик необоснованно заключило несколько прямых договоров на поставку песка, тогда как по условиям действующего на предприятии Положения о закупках имелись основания для выбора поставщика с использованием конкурентных процедур.

Однако, данное нарушение, если таковое и имело место, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3. КоАП РФ, не образует.

Кроме того, к должностным обязанностям Адаевой С.Н., как директора по обеспечению ОАО «Ярославльводоканал» и председателя Комиссии по закупкам, не относится принятие решения о проведении конкретной закупки, в том числе определение способа данной закупки и разработка документации о закупке.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Адаевой С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7, пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ данное обстоятельство является основанием для отмены постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 февраля 2018 года и решения судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 27 апреля 2018 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 февраля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 27 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Адаевой Светланы Николаевны отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.Ю. Щеголькова