ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-262/2022 от 02.06.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №30-2-262/2022

(УИД 76RS0014-02-2021-001948-82)

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 02 июня 2022 года

Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при секретаре Мурзиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» по доверенности Водуковой Александры Игоревны на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области ФИО3 от 21 сентября 2021 года №762, представление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 21 сентября 2021 №483 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 16 марта 2022 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг»,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области ФИО3 от 21.09.2021 № 762 Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Агроторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Как следует из постановления, 12.07.2021 в 11 час. 02 мин. при проведении по жалобе административного расследования с осмотром помещений, территорий и находящихся там вещей магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенного по адресу: , установлено, что в магазине в торговом зале расположена торговая витрина закрытого типа с полками (ячейками) для реализации хлебобулочных изделий собственного производства. На полках расположен ценник с информацией для потребителя о наименовании продукта, его составе, калорийности. Покупатель самостоятельно упаковывает продукцию в потребительскую упаковку. На полках хлебобулочные изделия находятся и реализуются в неупакованном виде, в нарушение п.8.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Кроме того, 12.07.2021 в 10 час. 00 мин. при проведении по жалобе административного расследования с осмотром помещений, территорий и находящихся там вещей магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенного по адресу: , установлено, что в магазине в торговом зале расположена торговая витрина закрытого типа с полками (ячейками) для реализации хлебобулочных изделий собственного производства. На полках расположен ценник с информацией для потребителя о наименовании продукта, его составе, калорийности. Покупатель самостоятельно упаковывает продукцию в потребительскую упаковку. На полках хлебобулочные изделия находятся и реализуются в неупакованном виде, в нарушение п.8.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

21.09.2021 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области вынесено представление №483 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 16.03.2021 постановление о назначении административного наказания и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения оставлены без изменения, а жалоба защитника ООО «Агроторг» по доверенности Водуковой А.И. – без удовлетворения.

Защитником ООО «Агроторг» по доверенности Водуковой А.И. подана жалоба на указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда. В жалобе защитник просит отменить постановление и решение судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2022 №02/5124-2022-17, в котором разъяснена возможность временно до 01.06.2022 осуществлять реализацию неупакованного производителем хлеба иными способами при соблюдении мер профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (использование щипцов, одноразовых перчаток, обеспечение потребителей одноразовыми фасовочными пакетами и т.д.). Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению также в связи с изданием постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в данном случае в материалы дела не представлено доказательств соблюдения обязательных условий для возбуждения дела об административном правонарушении: непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; согласование контрольного (надзорного) мероприятия с органом прокуратуры; выявление нарушения в ходе контрольного надзорного мероприятия. С учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ указанные акты имеют обратную силу. Кроме того, нарушены нормы материального права, не учтены положения статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), статей 437, 493, 494, 500 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ); в данном случае, моментом реализации товара (переход права собственности на товар) является заключение договора купли-продажи, а именно продажа товара на кассе, когда хлебобулочные изделия уже упакованы. Зона свежей выпечки в магазине оборудована щипцами для каждого наименования хлебобулочных изделий, потребительской упаковкой в достаточном количестве для самообслуживания, также в указанной зоне имеется информация о способе выбора товара. Необходимые меры по соблюдению требований законодательства ООО «Агроторг» были предприняты, вина ООО «Агроторг» в совершении административного правонарушения отсутствует. Аккредитованным испытательным лабораторным центом ФГБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» были проведены исследования отобранных в процессе проверки проб продукции и смывов с оборудования, нарушений и несоответствий установленным нормативам не выявлено. В подтверждение своих доводов ООО «Агроторг» были представлены фотоматериалы о наличии щипцов, инструкций по упаковыванию хлебобулочных изделий для потребителя и потребительской упаковки, однако указанные доказательства в нарушение статьей 24.1, 26.11 КоАП РФ не были оценены и исследованы.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Агроторг» о рассмотрения жалобы извещено. В судебном заседании защитник ООО «Агроторг» по доверенности Водукова А.И. доводы жалобы поддержала, дала пояснения, соответствующие изложенному выше.

О месте и времени судебного заседания извещено Управление Роспотребнадзора по Ярославской области, представлены письменные возражения по доводам жалобы и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заслушав защитника, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу пункту 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пункту 8.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 №36, реализация пищевой продукции, не упакованной производителем, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка), должна осуществляться в потребительской упаковке, за исключением случаев реализации пищевой продукции через торговые аппараты и (или) дозирующие устройства, исключающие непосредственный контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки.

Из материалов дела следует, что 18.06.2021 в Управление Роспотребнадзора по Ярославской области поступила жалоба ФИО4, в которой указывалось на продажу в магазинах «Пятерочка» неупакованной продукции, что, по мнению заявителя, нарушает требования СП 2.3.6.3668-20, способствует распространению различных инфекционных заболеваний, а, следовательно, влечет угрозу жизни и здоровью людей, просила провести проверку магазинов «Пятерочка» по адресам: г. , , и , обязать прекратить продажу хлебобулочных изделий в неупакованном виде, а также привлечь организацию к ответственности.

08.07.2021 ведущим специалистом-экспертом санитарного отдела по надзору за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Ярославской области вынесено определение №99 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Агроторг», также вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

12.07.2021 в 10 час. 00 мин. ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ярославской области произведен осмотр магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенного по адресу: , а также принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем составлен соответствующий протокол осмотра. В ходе осмотра установлено, что в магазине в торговом зале расположена закрытая витрина с ячейками для реализации хлебобулочных изделий. В ячейках (полках) хлебобулочные изделия продаются в неупакованном виде; в каждой ячейке есть отверстие для того, чтобы покупатель сам щипцами для хлеба взял продукцию; на каждой ячейке находится ценник с информацией для потребителя: состав продукта, калорийность; рядом расположены пакеты для упаковки хлебобулочных изделий; покупатель самостоятельно упаковывает продукцию в пакет. На ценнике не указаны дата изготовления, срок годности, но стоит число и время, условия хранения на ценнике отсутствуют.

Кроме того, 12.07.2021 в 11 час. 02 мин. ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ярославской области проведен осмотр помещений магазина «Пятерочка» по адресу: , о чем составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Согласно указанному протоколу в торговом зале магазина расположена закрытая витрина с полками (ячейками) для реализации хлебобулочных изделий; в ячейках хлебобулочные изделия располагаются (реализуются) в неупакованном виде. В каждой ячейке есть отверстие для того чтобы покупатель сам щипцами для хлеба взял продукцию. На каждой ячейке находится ценник с информацией для потребителя: состав продукта, калорийность. Рядом расположены упаковочные продукты для хлебобулочных изделий для упаковки. Покупатель самостоятельно упаковывает продукцию в пакет. На ценнике не указаны дата изготовления, срок годности, но стоит число и время мелким шрифтом.

Как следует из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.07.2021 в 14 час. 15 мин. следует, что магазин «Пятерочка» по адресу: , указанному в обращении, отсутствует.

В материалы дела представлены протоколы лабораторных исследований №7565 от 16.07.2021, №7566 от 23.07.2021, № 7564 от 22.07.2021, №7561 от 16.07.2021, № 7563 от 23.07.2021, № 7562 от 22.07.2021, выполненные аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области», согласно которым проб продукции и смывов с оборудования, нарушений и несоответствий установленным нормативам не выявлено.

01.09.2021 ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в отношении ООО «Агроторг» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указывается на следующие обстоятельства, при которых оно совершено. 12.07.2021 в 11 час.02 мин при проведении по жалобе административного расследования с осмотром помещений, территорий и находящихся там вещей магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенного по адресу: , установлено, что в магазине в торговом зале расположена торговая витрина закрытого типа с полками (ячейками) для реализации хлебобулочных изделий собственного производства. На полках расположен ценник с информацией для потребителя и наименовании продукта, его составе, калорийности. Покупатель самостоятельно упаковывает продукцию в потребительскую упаковку. На полках хлебобулочные изделия находятся и реализуются в неупакованном виде, в нарушение п.8.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию». 12.07.2021 в 10 час. 00 мин. при проведении по жалобе административного расследования с осмотром помещений, территорий и находящихся там вещей магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенного по адресу: , установлено, что в магазине в торговом зале расположена торговая витрина закрытого типа с полками (ячейками) для реализации хлебобулочных изделий собственного производства. На полках расположен ценник с информацией для потребителя о наименовании продукта, его составе, калорийности. Покупатель самостоятельно упаковывает продукцию в потребительскую упаковку. На полках хлебобулочные изделия находятся и реализуются в неупакованном виде, в нарушение п.8.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

21.09.2021 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области ФИО3 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №762, согласно которому ООО «Агроторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Решением судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 16.03.2021 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «Агроторг» - без удовлетворения.

Должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, и судьей районного суда, установлено, что ООО «Агроторг» 12.07.2021 в 10 час. 00 мин. в магазине «Пятерочка» по адресу: , и 12.07.2021 в 11 час. 02 мин. в магазине «Пятерочка» по адресу: , осуществлялась реализация хлебобулочных изделий собственного производства без упаковки, что является нарушением пункта 8.4 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Установленные по делу обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ.

Совершение ООО «Агроторг» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: обращением ФИО5, фотоматериалами, определением № 99 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.07.2021, протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.07.2021, протоколом по делу об административном правонарушении от 01.09.2021.

Имеющиеся в деле доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, а в целом являются достаточными для вывода о доказанности вины ООО «Агроторг» в совершении вмененного правонарушения. Должностным лицом, вынесшим постановление, и судьей районного суда всем доказательствам дана правильная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки доказательств не усматривается.

Приведенные в настоящей жалобе доводы о несогласии с оценкой доказательств оснований к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда не содержат. Ссылки о том, что витрины закрыты, оборудованы щипцами, имеется упаковка, размещены инструкции для потребителей, а также представленные в их подтверждение фотоматериалы, в данном случае не свидетельствует о соблюдении ООО «Агроторг» приведенных выше санитарно-эпидемиологических требований при реализации хлебобулочных изделий.

В обоснование доводов жалобы защитник ссылается на положения статьи 39 далее НК РФ, статей 437, 493, 494, 500 ГК РФ и указывает, что моментом реализации товара (переход права собственности на товар) является заключение договора купли-продажи, а именно продажа товара на кассе, когда хлебобулочные изделия уже упакованы. Указанные доводы несостоятельны и отклоняются. Исходя из формулировки пункта 8.4 СП 2.3.6.3668-20 при реализации пищевой продукции должен исключаться непосредственный контакт потребителя с продукцией до осуществления фасовки, что в свою очередь предполагает, что продукция, размещенная на полке/витрине, уже должна находиться в потребительской упаковке.

Вопреки мнению автора жалобы, письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 10.03.2022 № 02/5124-2022-17 «О проработке вопроса обеспечения возможности паллетной выкладки в торговых залах объектов розничной торговли сыпучей пищевой продукции и розничной продажи хлеба без упаковки» не отменяет требования пункта 8.4 СП 2.3.6.3668-20.

Ссылки в жалобе о том, что по результатам лабораторных исследований в пробах продукции и смывов с оборудования, нарушений и несоответствий установленным нормативам не выявлено, правильности выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Агроторг» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, не опровергает.

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», на которое указывает автор жалобы, регламентирует порядок проведения проверочных мероприятий, запланированных в 2022 году, а, следовательно, ссылка на него в жалобе несостоятельна. Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в данном случае признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, выявлены должностным лицом в результате проверки доводов, изложенных в обращении гражданина, в связи с чем в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении по указанной норме и определено провести административное расследование в отношении конкретного лица.

Оснований для квалификации административного правонарушения, как малозначительного (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Таким образом, ООО «Агроторг» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание соответствует санкции части 1 статьи 6.3 КоАП РФ, а также правилам назначения административного наказания, установленным в статьях 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ и назначено в минимальном размере.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, должностным лицом и судьей районного суда не допущено. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. При рассмотрении жалобы судьей районного суда нормы главы 30 КоАП РФ соблюдены.

Из материалов дела также видно, что 21.09.2021 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области вынесено представление №483 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Согласно представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 21.09.2021 №483, в нем отражены обстоятельства, изложенные в постановлении должностного лица о назначении наказания. Указанное представление вынесено в порядке статьи 29.13 КоАП РФ, в связи с производством по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ. Состав данного административного правонарушения в действиях ООО «Агроторг» доказан.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых постановления, представления и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области ФИО3 от 21 сентября 2021 года №762, представление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 21 сентября 2021 №483 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 16 марта 2022 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг», оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Агроторг» по доверенности Водуковой Александры Игоревны – без удовлетворения.

Судья О.И.Бисерова