ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-264/2022 от 27.04.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-264/2022

УИД 76RS0014-02-2022-000156-42

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 27 апреля 2022 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя аукционной комиссии Департамента государственного заказа Ярославской области Фроловой Нины Ивановны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 января 2022 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя аукционной комиссии Департамента государственного заказа Ярославской области Фроловой Нины Ивановны,

установила:

21 января 2022 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в отношении председателя аукционной комиссии Департамента государственного заказа Ярославской области Фроловой Н.И. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Фролова Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления следует: уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области (ДГЗ ЯО), в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 21.10.2021 размещено извещение № 0171200001921002447 вместе с аукционной документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 000 000,00 рублей.

Пунктом 21 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению. Так первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях,предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменениюпо результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применениемпрограммно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара;

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Конкретные показатели заполняются в соответствии с требованиями таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, по показателям, отмеченным «*», участнику необходимо указать конкретное значение, не допускается использование слов «не менее», «не более», по показателям, отмеченным «**», участнику необходимо указать диапазон значений, не допускается использование слов «не уже», при этом верхняя и нижняя границы входят в указанный диапазон.

Участник закупки в составе первой части заявки вправе указать показатель и его значения, сопровождающиеся «***», если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя содержит данные показатели и их значения. При этом если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя не содержит данные показатели и их значения, он вправе не указывать данные значения.

Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении №2 к Разделу 1 «Информационная карта аукциона».

Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.

В соответствии с приложением № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), предлагаемого для поставки товара рекомендуется представить по форме в виде таблицы, состоящей из следующих разделов: «наименование товара» (Система ультразвуковой визуализации универсальная «1»), «Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе*»; «Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением**»; «Указание на товарный знак (при наличии)**»; «Наименование страны происхождения товара***».

При этом, «1» наименование товара указано в соответствии с требованиями правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 года № 145 (реестровая запись № 26.60.12.132-00000026);

* заполняется в соответствии с требованиями таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, по показателям, отмеченным «*», участнику необходимо указать конкретное значение, не допускается использование слов «не менее», «не более», по показателям, отмеченным «**», участнику необходимо указать диапазон значений, не допускается использование слов «не уже», при этом верхняя и нижняя границы входят в указанный диапазон. Участник закупки в составе первой части заявки вправе указать показатель и его значения, сопровождающиеся «***», если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя содержит данные показатели и их значения. При этом если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя не содержит данные показатели и их значения, он вправе не указывать данные значения;

**указывается товарный знак (при наличии), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара, наименование в соответствии с регистрационным удостоверением;

***указывается наименование страны происхождения товара.

В таблице, содержащей конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, участник аукциона ИП ФИО1 указал, что страной происхождения предлагаемого к поставке товара является Китайская Народная Республика.

Поле «Наименование страны происхождения товара» раздела «Наименование страны происхождения товара», заполненное ИП ФИО2 при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки, содержит следующую информацию: Китайская Народная Республика. Однако под данным полем ИП ФИО3 указано, что «Поставляется (-ются) товар (ы), происходящий (-щие) исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза».

К государствам, являющимися членами Евразийского экономического союза относятся: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), Республика Армения (Договор о присоединении Республики Армения от 10.10.2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), Кыргызская Республика (Договор о присоединении Кыргызской Республики от 23.12.2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Таким образом, Китайская Народная Республика не является государством-членом Евразийского экономического союза.

Следовательно, ИП ФИО4, подавшим заявку на участие в электронном аукционе, в составе первой части заявки информация о наименовании страны происхождения предлагаемого к поставке товара представлена противоречивым образом, то есть такая информация фактически не представлена, что является основанием для отказа такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0171200001921002447 от 09.11.2021 аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение о допуске ИП ФИО6. (идентификационный номер заявки 2) к участию в электронном аукционе и признании индивидуального предпринимателя участником электронного аукциона.

Учитывая вышеизложенное, аукционная комиссия уполномоченного органа, допустив к участию в аукционе ИП ФИО5, указавшего в первой части заявки информацию о наименовании страны происхождения товара противоречивым образом, то есть фактически не представившего такую информацию, допустила нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Председатель аукционной комиссии Фролова Н.И. также приняла указанное решение, то есть неправомерно допустила к участию в электронном аукционе ИП ФИО8, что образует в ее действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Решением судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23 марта 2022 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 января 2022 года оставлено без изменений.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба Фроловой Н.И. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 января 2022 года и решения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23 марта 2022 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В жалобе приведены доводы о том, что действия Фроловой Н.И., как председателя аукционной комиссии, по допуску к участию в аукционе ИП ФИО14 были правомерны. В жалобе также указано на возможность квалификации совершенного деяния как малозначительного.

В судебном заседании Фролова Н.И. и ее защитник на основании доверенности Цыганова Н.Ю. жалобу поддержали.

Составившая протокол по данному делу об административном правонарушении ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО7 в удовлетворении жалобы возражала.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ее защитника, представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 января 2022 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23 марта 2022 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьями 63, 64, 66, 67 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции данного закона, действовавшей на момент принятия решения аукционной комиссией 9 ноября 2021 года) извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать, помимо прочего, наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в том числе в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в действующей редакции содержит аналогичные положения в статьях 43 и 49.

Как установлено должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и следует из материалов дела, в соответствии с требованиями документации об аукционе в составе первой части заявки ИП ФИО9 в свободной форме в документе в формате Word представлена информация о стране происхождения товара – предмета закупки (Китайская Народная Республика) и сведения о характеристиках данного товара, в том числе его торговом наименовании, а также с использованием средств аппаратно – программного обеспечения, предложенного владельцем электронной площадки через которую направлялась заявка, ИП ФИО10 повторно представлены сведения о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика, указаны сведения о торговом наименовании предлагающегося к поставке товара.

Вместе с тем, в указанном программно – аппаратном обеспечении под полем, где указана страна происхождения товара, ИП ФИО11 отмечено значение «Поставляется (-ются) товар (ы), происходящий (-щие) исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза».

Полагаю, что исходя из приведенных фактических обстоятельств настоящего дела об административном правонарушении со всей определенностью следует, что участником закупки сообщены сведения о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика: эти сведения сообщены в предложенной заказчиком форме в формате Word, продублированы в форме, предложенной программой владельца электронной площадки, и могли быть получены из достоверных источников, исходя из торгового наименования предлагающегося к поставке товара.

Положительная отметка ИП ФИО12 в программе раздела «Поставляется (-ются) товар (ы), происходящий (-щие) исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза» безусловно является технической ошибкой.

Данное указание не вносит неопределенности в сообщенные участником закупки сведения о стране происхождения товара.

Данное указание не могло повлечь предоставление необоснованных льгот или преференций данному участнику закупки.

В связи с этим, в соответствии с вышеприведенными положениями статьи 67 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции, действующей на момент проведения закупки, и соответствующей ей статье 49 указанного закона в действующей редакции у аукционной комиссии не было оснований для отказа в допуске данной заявки к участию в аукционе.

Действия Фроловой Н.И., признавшей данную заявку, соответствующей требованиям документации об аукционе, являются правомерными.

Отказ в допуске указанной заявки по причине отметки в разделе, сформированном с помощью средств программно - аппаратного обеспечения, о том, что товар происходит из государств - членов Евразийского экономического союза, при наличии иной полной информации о стране происхождения данного товара, был бы формальным.

Данный отказ противоречил бы принципам законодательства в сфере закупок для государственных нужд, направленного, помимо прочего, на обеспечение конкуренции.

По смыслу указанного законодательства, в том числе статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», содержащий исчерпывающий перечень к участнику закупки, а также положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, все сомнения в представленной документации на участие в закупке подлежат толкованию в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

Иное означало бы необоснованное ограничение права данного лица на участие в закупке и свидетельствовало бы об ограничении конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном деле об административном правонарушении отсутствует такой признак в действиях Фроловой Н.И., как противоправность.

По изложенным выше основаниям, решение Фроловой Н.И. о допуске ИП ФИО13 к участию в аукционе было правомерным.

В связи с этим, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7, пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ вынесенные по данному делу об административном правонарушении постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 января 2022 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23 марта 2022 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 января 2022 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя аукционной комиссии Департамента государственного заказа Ярославской области Фроловой Нины Ивановны отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.Ю. Щеголькова