Дело № 30-2-266/2023
УИД 76RS0013-01-2023-000875-41
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 14 августа 2023 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Чистяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО1 на решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПиццаФабрика Рыбинск»,
установила:
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» 26 октября 2022 года в социальной сети «Вконтакте» в сети Интернет на странице https://vk.cjv/pizzarybinsk разместило текст следующего содержания: «ХЭЛЛОУИН в «ПИЦЦАФАБРИКЕ», Дорогие друзья, приглашаем на самый жуткий праздник в году! Каждый год в середине осени, 30 октября, вампиры, призраки другие сказочные персонажи собираются в семейном кафе «ПиццаФабрика», чтобы потчевать наших гостей чертовски вкусной едой! Для наших гостей мы украсим зал, приготовим сладкие комплименты для детей. И только в этот день можно заказать вкуснейшие коктейли с «изюминкой», а с 18.00 до 19.00 ждем ваших малышей на веселую анимацию! Забронировать столик можно по номеру телефона №».
На основании статей 3, 5 Федерального закона «О рекламе», статей 2, 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ), прокурором сделан вывод о том, что приведенный текст является рекламой товаров и услуг, предоставляемых ООО «ПиццаФабрика Рыбинск»; содержит приглашение посетить зрелищное мероприятие с участием детей, в связи с чем данная информационная продукция подлежала категорированию, установленному главой 2 Федерального закона № 436-ФЗ.
Размещенная ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» реклама 26 октября 2022 года в социальной сети «Вконтакте» в сети Интернет на странице https://vk.cjv/pizzarybinsk не содержит сведений о категории (возрастных ограничениях) для ее потребителей, что указывает на нарушение действиями Общества части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Постановлением ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 декабря 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 6 марта 2023 года постановление ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 декабря 2022 года отменено. Дело об административном правонарушении в отношении ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» направлено на новое рассмотрение должностному лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа исходила из того, что размещенный ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» 26 октября 2022 года в социальной сети «Вконтакте» в сети Интернет на странице https://vk.cjv/pizzarybinsk текст признаками рекламы не обладает, носит информационный характер, в связи с чем требования Федерального закона № 436-ФЗ о категорировании данного информационного продукта при размещении данной информации не применяются. В связи с этим, должностное лицо административного органа пришла к выводу о том, что при размещении данной информации законодательство о рекламе ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» не нарушено; событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, отсутствует.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 июня 2023 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2023 года отменено. Дело об административном правонарушении в отношении ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» направлено на новое рассмотрение должностному лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области.
Отменяя постановление и направляя дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, судья городского суда исходила из того, что при рассмотрении данного дела должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в нарушение статьи 24.1 КоАП РФ неверно определены обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу об административном правонарушении, собранным по делу доказательствам оценка дана неправильно, дело рассмотрено неполно.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое в вину ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» правонарушение на дату вынесения судьей решения не истек, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области.
На решение судьи принесена жалоба вынесшей постановление по данному делу об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО1
В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 июня 2023 года с оставлением без изменений постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 апреля 2023 года о прекращении в отношении ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» производства по делу об административном правонарушении.
В жалобе приведены доводы о том, что выводы должностного лица административного органа о несоответствии размещенного 26 октября 2022 года в социальной сети «Вконтакте» в сети Интернет на странице https://vk.cjv/pizzarybinsk текста признакам рекламы основаны на полной и всесторонней оценке собранных по делу доказательств; нарушения процессуальных норм при вынесении постановления должностным лицом не допущено.
В судебное заседание Ярославского областного суда по рассмотрению жалобы законный представитель или защитник ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» не явились.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО2 жалобу поддержала.
Прокурор Лазарева Е.А. в удовлетворении жалобы возражала.
Заслушав представителя административного органа, прокурора, исследовав дело об административном правонарушении, оснований к отмене или изменению решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 июня 2023 года не нахожу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьям 26.1, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо прочего, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно пунктам 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Полагаю, что выводы судьи городского суда о нарушении должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области приведенных процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» являются обоснованными.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 14 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, 26 октября 2022 года в социальной сети «Вконтакте» в сети Интернет на странице https://vk.cjv/pizzarybinsk ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» разместило текст следующего содержания: «ХЭЛЛОУИН в «ПИЦЦАФАБРИКЕ», Дорогие друзья, приглашаем на самый жуткий праздник в году! Каждый год в середине осени, 30 октября, вампиры, призраки другие сказочные персонажи собираются в семейном кафе «ПиццаФабрика», чтобы потчевать наших гостей чертовски вкусной едой! Для наших гостей мы украсим зал, приготовим сладкие комплименты для детей. И только в этот день можно заказать вкуснейшие коктейли с «изюминкой», а с 18.00 до 19.00 ждем ваших малышей на веселую анимацию! Забронировать столик можно по номеру телефона №».
В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 436-ФЗ информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Согласно статье 6 указанного Федерального закона классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции: информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа исходило из того, что приведенная выше информация о проведении мероприятия под наименованием «ХЭЛЛОУИН в «ПИЦЦАФАБРИКЕ» размещена на официальном сайте ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» в сети Интернет, носит информационный характер о производимых данной организацией товарах и услугах и не может быть квалифицирована как реклама.
Приведенные выводы должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы Ярославской области законодательству о рекламе не соответствуют, они постановлены в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного дела об административном правонарушении.
Вывод должностного лица об информационном характере размещенного текста сделан исключительно на основании места его размещения – официальная страница (сайт) ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» в социальной сети «ВКонтакте».
Вместе с тем, приведенное выше понятие «реклама» для отнесения к ней той или иной информации местом размещения данной информации не ограничивается.
Правовое значение для отнесения определенной информации к рекламе является, как буквально следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», направленность данной информации на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В нарушение вышеприведенных положений статьи 24.1, 26.11, 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не содержит анализа размещенной информации применительно к данному определению «рекламы».
Должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области не дан анализ содержащимся в тексте словам и выражениям, относительно их направленности не только на информирование о проведении мероприятия с участием детей, но и на формирование и поддержание интереса к нему, путем описания его преимуществ.
Сбор доказательств на предмет подтверждения или опровержения содержания в размещенном тексте слов и выражений, имеющих целью «рекламирование» проводимого мероприятия, должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области не осуществлялся.
Ограничившись формальным установлением места размещения вышеописанного текста, должностное лицо цели его размещения не установила.
При таких обстоятельствах, судьей городского суда сделан обоснованный вывод о допущенных должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области процессуальных нарушениях при установлении обстоятельств данного дела, сборе и оценке доказательств.
По изложенным основаниям, решение судьи городского суда, которым постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено, является правильным, соответствует требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11. 29.10 КоАП РФ и полномочиям судьи, определенным в части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Также судьей обоснованно решено направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрению должностному лицу административного органа, так как срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое в вину ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» правонарушение, имевшее место 26 октября 2022 года, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и на дату вынесения решения судьей не истек.
Процессуальных нарушений при разрешении протеста прокурора на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении судьей не допущено.
Протест рассмотрен судьей Рыбинского городского суда Ярославской области по месту рассмотрения дела, которым в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ является место совершения административного правонарушения.
С учетом того, что в вину ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» вменяется нарушение законодательства о рекламе в части размещения рекламы информационной продукции без указания ее категории, предусмотренной законодательством о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, протест на постановление по делу об административном правонарушении обоснованно рассмотрен судьей суда общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы.
Из материалов дела следует, что о рассмотрении протеста судьей городского суда извещены ООО «ПиццаФабрика Рыбинск» и прокурор.
Указанные лица главой 25 КоАП РФ отнесены к участникам производства по делу об административном правонарушении. Их вызов для участия в рассмотрении протеста требованиям процессуальных норм КоАП РФ соответствует.
При этом, обязательности извещения и вызова в судебное заседание должностного лица, вынесшего обжалуемое (опротестованное) постановление по делу об административном правонарушении, КоАП РФ не устанавливает.
Такое извещение в силу пункта 2 части 1 статьи 30.4, пункта 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ возможно, в случае если рассматривающий жалобу (протест) судья признает это необходимым.
Как следует из материалов дела, судьей городского суда извещение и явка в судебное заседание заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области необходимыми не признаны.
В связи с этим, неизвещение данного лица о рассмотрении судьей протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении нарушением процессуальных требований КоАП РФ не является.
При этом, в соответствии с частью 2.2 статьи 30.8 КоАП РФ в целях, помимо прочего, обеспечения гарантии прав должностного лица на обжалование решения судьи, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление, копия решения судьи от 21 июня 2023 года была направлена в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области.
Порядок рассмотрения протеста прокурора судьей городского суда соблюден. Вынесенное по результатам рассмотрения протеста решение судьи требованиям статей 30.6, 30.7, 29.10 КоАП РФ соответствует.
Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения судьи, не допущено.
Оснований для отмены или изменения решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 июня 2023 года не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПиццаФабрика Рыбинск» оставить без изменений, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Е.Ю. Щеголькова