Дело № 30-2-274/2017
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 22 июня 2017 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Львова Ю.М. по доверенности ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 20 февраля 2017 года и решение судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 19 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Львова Ю.М.,
установила:
20 февраля 2017 года государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области в отношении начальника участка службы внутридомового газового оборудования филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» Львова Ю.М. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Львов Ю.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Как следует из постановления, правонарушение выразилось в следующем:
ДД.ММ.ГГГГ произошел тяжелый несчастный случай со слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда АО «Газпром газораспределение Ярославль» ФИО 1. Несчастный случай произошел при производстве работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в квартире № дома № по <адрес>. При производстве данных работ произошло возгорание, в результате которого ФИО 1 получил ожог пламенем обеих кистей и лучезапястных суставов. Степень данного повреждения здоровья является тяжелой.
До начала работ наряд – допуск на их проведение был оформлен и выдан начальником участка службы внутридомового газового оборудования филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» Львовым Ю.М.
В данном наряде – допуске Львов Ю.М. не отразил необходимые меры для безопасного проведения работ, не обеспечил контроль за безопасным проведением работ по техническому обслуживанию газового оборудования по адресу: <адрес>, что является нарушением:
- пунктов 2.1, 2.6, 2.11 Должностной инструкции начальника участка службы внутридомового газового оборудования филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль», утвержденной генеральным директором ОАО «Газпром газораспределение Ярославль» ДД.ММ.ГГГГ;
- пункта 1.3 Регламента № 62-б, определяющего порядок выдачи, получения, оформления, продления, хранения и срока действия нарядов – допусков на производство газоопасных работ, утвержденного директором филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» ДД.ММ.ГГГГ;
- пункта 7 Приложения А (обязательное) Наряд – допуск на производство газоопасных работ ГОСТ Р 54983-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация;
- пункта 16 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 439н;
- статей 21, 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 19 мая 2017 года постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 20 февраля 2017 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником Львова Ю.М. по доверенности ФИО1 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 19 мая 2017 года.
В жалобе приводятся доводы об отсутствии в действиях Львова Ю.М. объективной стороны правонарушения, так как государственные нормативные требования охраны труда им нарушены не были, а также о том, что Львов Ю.М. субъектом данного административного правонарушения не является.
В судебном заседании защитник Львова Ю.М. по доверенности ФИО1 жалобу поддержал.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 20 февраля 2017 года и решение судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 19 мая 2017 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно пунктам 2 и 6 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1160, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее - акты, содержащие требования охраны труда).
Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Из постановления о назначении административного наказания в отношении Львова Ю.М. следует, что ему в вину вменяется нарушение Должностной инструкции начальника участка службы внутридомового газового оборудования филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль», утвержденной генеральным директором ОАО «Газпром газораспределение Ярославль» ДД.ММ.ГГГГ, и Регламента № 62-б определяющего порядок выдачи, получения, оформления, продления, хранения и срока действия нарядов – допусков на производство газоопасных работ, утвержденного директором филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» ДД.ММ.ГГГГ.Нарушение данных актов состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, не образует, так как указанные акты не являются нормативными правовыми актами, они не содержат государственные нормативные требования охраны труда, они не изданы уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации. Должностная инструкция и Регламент 62-б являются локальными нормативными актами, принятыми работодателем в соответствии с его полномочиями, установленными в статях 22 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
ГОСТ Р 54983-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация, нарушение которого вменяется в вину Львову Ю.М., не содержит государственных нормативных требований охраны труда.
Данный Стандарт утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.09.2012 N 299-ст, то есть органом государственной власти, неуполномоченным на издание актов, содержащих требования охраны труда.
В соответствии с пунктом 1.1 данного Стандарта он устанавливает общие требования к эксплуатации сетей газораспределения, транспортирующих природный газ, а также к составу и оформлению эксплуатационной документации в процессе их эксплуатации.
Таким образом, по существу правового регулирования данный Стандарт не содержит требований к охране труда.
В связи с этим, нарушение указанного Стандарта также не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Статьи 22 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации содержат общие положения об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охране труда.
Таким образом, государственные нормативные требования по охране труда, нарушение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и нарушение которых вменено в вину Львову Ю.М. содержатся в Правилах по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 439н.
В соответствии с пунктом 16 данных Правил работы повышенной опасности в организациях жилищно-коммунального хозяйства должны производиться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ повышенной опасности (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами по рекомендуемому образцу, предусмотренному приложением к Правилам, которым определяются содержание, место, время и условия производства работ, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.
Порядок производства работ повышенной опасности, оформления наряда-допуска и обязанности уполномоченных работодателем должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.
В соответствии с рекомендуемым образцом в наряде следует предусмотреть раздел, содержащий указание на меры безопасности, которые необходимо обеспечить при подготовке и производстве работ.
Выданный Львовым Ю.М. наряд – допуск содержит такой раздел (раздел 7).
В указанном разделе содержится перечень локальных инструкций.
Как следует из постановления о назначении административного наказания поименованные в данном разделе Инструкция № 28а и 32б содержат требования по охране труда слесаря СВДГО, то есть меры безопасности, которые следует обеспечить при подготовке и производстве работ, в том числе применяемый при данных работах инструмент и технологический процесс производства данных работ.
Из постановления о назначении административного наказания следует также, что ФИО 1 с указанными Инструкциями был ознакомлен.
При таких обстоятельствах, Львов Ю.М. при оформлении и выдаче наряда – допуска ДД.ММ.ГГГГ требования пункта 16 Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 439н, выполнил.
Выводы в постановлении о назначении административного наказания о том, что в наряде должны быть поименованы мероприятия по безопасному проведению работ применительно к конкретным условиям работ, на требованиях вышеуказанных Правил не основаны.
Должностным лицом Государственной инспекции труда в Ярославской области не анализировались положения локальных актов работодателя, содержащихся в перечисленных в наряде – допуске Инструкциях. Отсутствие в данных Инструкциях указания на мероприятия по безопасному проведению работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования не установлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Правил одноименные работы повышенной опасности, проводящиеся на постоянной основе и выполняемые в аналогичных условиях постоянным составом работников, допускается производить без оформления наряда-допуска по утвержденным для каждого вида работ повышенной опасности инструкциям по охране труда.
Львов Ю.М. при рассмотрении дела об административном правонарушении, ссылаясь на данное положение, заявлял о том, что выдача наряда – допуска в случае проведения работ по техническому обслуживанию газового оборудования не требовалась, так как данные работы выполняются постоянным составом работников, в аналогичных условиях, с одинаковой последовательностью выполняемых операций.
Государственный инспектор труда указанным доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оценки не дал.
Судья при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания дал необоснованно узкое толкование данной норме, указав, что она подлежит применению при производстве систематических работ в одном месте. Такое толкование пункта 20 Правил не соответствует, поскольку в нем указывается на аналогичные условия выполнения работ, а не на работы в одном и том же месте.
Таким образом, возможность производства работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования без выдачи наряда – допуска материалами дела не опровергнута.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что нарушение пункта 16 Правил при оформлении и выдаче наряда – допуска со стороны Львова Ю.М. государственным инспектором труда не доказано.
В постановлении указано также, что Львов Ю.М. не обеспечил контроль за безопасным ведением работ по техническому обслуживанию газового оборудования. Однако в чем выразилось данное нарушение, какие действия в связи с этим должен был совершить Львов Ю.М., но не сделал этого, а также какие государственные нормативные требования охраны труда им нарушены в данной части постановление о назначении административного наказания не содержит.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в действиях (бездействии) Львова Ю.М. не доказано.
Данный факт в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 20 февраля 2017 года и решения судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 19 мая 2017 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 20 февраля 2017 года и решение судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 19 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Львова Ю.М. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Е.Ю. Щеголькова