Дело №30-2-288/2022
УИД 76RS0014-02-2021-002543-43
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 18 мая 2022 года
Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.Д., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 - Федотовой Юлии Дмитриевны, действующей по доверенности, на решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 24 марта 2022 года и постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям ФИО2 от 2 декабря 2021 года, принятые в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Пошехонский рыбозавод» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ,
установила:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям ФИО2 от 02.12.2021 № ПСТ-04-20/1640 должностное лицо – врио генерального директора ОАО «Пошехонский рыбозавод» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 500 рублей.
Правонарушение выразилось в следующем.
Согласно приказу №25/10-3-к от 25.10.2021 на должность врио генерального директора ОАО «Пошехонский рыбозавод» назначен инженер по рыбодобыче ФИО1
В период с 26.10.2021 с 14.00 час. до 09.11.2021 в 16.00 час. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Пошехонский рыбозавод», расположенного по адресу: <адрес>. Основание: решение заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям ФИО3 от 01.10.2021 №348-ВВ, принятое на основании пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 16.07.2021 №ВА-П11-9718, приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 13.08.2021 №915 о проведении в 2021 году внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и выращиванию водных биологических ресурсов согласно перечню контролируемых лиц в соответствии с приложением к настоящему приказу.
26.10.2021 с 14.00 час. до 14.20 час. старшим государственным инспектором межрайонного отдела государственного внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям ФИО5 осуществлен осмотр помещения пункта приема рыбы и морозильных камер. При осмотре холодильника №1 и №3 в обороте (на хранении и реализации) находилась замороженная в брикеты рыба, уложенная штабелями. Рыба сортирована по видам. Данная рыба хранилась на поддонах, высота от пола которых не менее 8 см, но в непосредственной близости от стен, соприкасаясь с ними. Расстояние в 30 см не выдерживалось. В холодильнике № 1 отсутствует проход между штабелями, что исключает беспрепятственный доступ к продукции.
Нарушен пункт 58 главы VIII Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 №162 (далее по тексту – ТР ЕАЭС 040/2016).
Данные действия (бездействие) явились следствием ненадлежащего исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей и образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 24.03.2022 вышеуказанное постановление должностного лицам Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям от 02.12.2021 оставлено без изменения.
В поданной в Ярославский областной суд жалобе защитник Федотова Ю.Д. просит решение судьи районного суда отменить. Указывает, что на момент начала проведения Управлением Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям внеплановой выездной проверки на основании решения от 01.10.2021 №348-ВВ, в отношении ОАО «Пошехонский рыбозавод» уже была проведена прокурорская проверка на основании решения прокурора Пошехонского района Ярославской области от 26.08.2021 №89. Повторная проверка в отношении одного и того же предприятия, за один и тот же период, при запросе одних и тех же документов, по одному и тому же основанию противоречит действующему законодательству РФ. Нарушения, выявленные в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, устранены в полном объеме. Назначенное наказание является чрезмерно суровым, административный штраф подлежит замене на предупреждение, поскольку ОАО «Пошехонский рыбозавод» относится к субъектам малого предпринимательства.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, направил защитника по доверенности Федотову Ю.Д., которая жалобу поддержала. Дала пояснения по тексту жалобы.
Представитель Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям по доверенности ФИО6 против удовлетворения жалобы возражала. В дело представлен письменный отзыв.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Требования к хранению в камерах пищевой рыбной продукция установлены статьей 58 ТР ЕАЭС 040/2016: в холодильных камерах пищевая рыбная продукция размещается в штабелях на стеллажах или поддонах, высота которых должна быть не менее 8 - 10 см от пола. От стен и приборов охлаждения продукция располагается на расстоянии не менее 30 см. Между штабелями должны быть проходы, обеспечивающие беспрепятственный доступ к продукции.
Хранение и реализация продукции с нарушением требований действующих Технических регламентов Евразийского экономического союза может привести к реализации продукции низкого санитарного качества, опасной для здоровья человека, следовательно, создает угрозу причинения вреда здоровью людей.
ОАО «Пошехонский рыбозавод» осуществляет деятельность по вылову, хранению, реализации, переработке рыбы речной: замороженной, вяленой, горячего и холодного копчения, филе (снеки, палочки), фарша рыбного.
В ходе осмотра, проведенного старшим государственным инспектором межрайонного отдела государственного внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям ФИО5 26.10.2021 с 14.00 час. до 14.20 час., выявлено в числе прочего, что в холодильниках №1 и №3 в обороте (на хранении и реализации) находилась замороженная в брикеты рыба, уложенная штабелями. Рыба сортирована по видам. Данная рыба хранилась на поддонах, высота от пола которых не менее 8 см, но в непосредственной близости от стен, соприкасаясь с ними. Расстояние в 30 см не выдерживалось. В холодильнике № 1 отсутствует проход между штабелями, что исключает беспрепятственный доступ к продукции.
Названные обстоятельства послужили основанием для составления протокола №Р/225/11/2021 от 15.11.2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – врио генерального директора ОАО «Пошехонский рыбозавод».
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно приказу №25/10-3-к от 25.10.2021 на должность врио генерального директора ОАО «Пошехонский рыбозавод» назначен инженер по рыбодобыче ОАО «Пошехонский рыбозавод» ФИО1
Таким образом, на момент проведения внеплановой выездной проверки в отношении ОАО «Пошехонский рыбозавод» и выявления нарушений в деятельности указанной организации, ответственным за соблюдение обязательных требований являлся ФИО1
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 в несоблюдении действующих технических регламентов при наличии такой возможности, подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которые обоснованно признаны должностным лицом и судьей районного суда достаточными для разрешения дела по существу и получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
То обстоятельство, что 01.09.2021 прокуратурой Пошехонского района Ярославской области, совместно с привлеченным в качестве специалиста государственным инспектором межрайонного отдела государственного внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям, была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов в отношении ОАО «Пошехонский рыбозавод», само по себе не может служить основанием для вывода о незаконности проведенной Управлением Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям проверки.
Прокурором Пошехонского района Ярославской области проверка проведена не в рамках осуществления государственного надзора (контроля), муниципального контроля, а в порядке реализации функций прокурорского надзора, функции по осуществлению которого за органами прокуратуры закреплены Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Проверка исполнения законодательства при осуществлении добычи водных биологических ресурсов ОАО «Пошехонский рыбозавод», прокуратурой Пошехонского района Ярославской области была проведена на основании решения прокурора Пошехонского района Ярославской области о проведении проверки от 26.08.2021 №89, по заданию прокуратуры Ярославской области от 13.07.2021 №7-49-2021
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть: поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
Управлением Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям проверка проведена самостоятельно, в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), в соответствии с решением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям ФИО3 от 01.10.2021 №348-ВВ, принятое на основании пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 16.07.2021 №ВА-П11-9718, приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 13.08.2021 №915 о проведении в 2021 году внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и выращиванию водных биологических ресурсов согласно перечню контролируемых лиц в соответствии с приложением к настоящему приказу.
Таким образом, прокуратура Пошехонского района Ярославской области и Управление Россельхознадзора по Тверской и Ярославским областям - это два разных федеральных органа, деятельность которых регламентируется разными нормативно-правовыми актами.
Устранение выявленных в ходе проверки нарушений не является безусловным основанием для удовлетворения жалобы, поскольку сам факт устранения нарушений на момент возбуждения дела об административном правонарушении, не освобождает заявителя от административной ответственности за вмененное административное правонарушение.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Доводы защитника Федотовой Ю.Д. о возможности в рассматриваемом случае заменить назначенное ФИО7 наказание в виде административного штрафа на предупреждение в связи с тем, что ОАО «Пошехонский рыбозавод» 10.12.2021 включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отклоняются с учетом следующего.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 3.4 КоАП РФ.
Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьями 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают. Наличие предшествующего правонарушения в настоящем деле доказывается постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям ФИО2 от 28.10.2021 № ПСТ-04-20/1454, которым ФИО1 уже был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ за нарушение требований действующих технических регламентов, как уполномоченное должностное лицо ОАО «Пошехонский рыбозавод».
Следовательно, административное правонарушение, совершенное ФИО1, не является впервые совершенным административным правонарушением.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Само по себе отсутствие негативных последствий в результате совершения административного правонарушения не может являться основанием для применения малозначительности правонарушения. В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы должно определяться исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба. Из рассматриваемого случая не усматривается отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Принимая во внимание изложенное, обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости, осмотрительности, основания для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным, применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ФИО1 от административной ответственности отсутствуют.
Порядок рассмотрения дела соблюден. Вынесенное по делу постановление требованиям статьи 29.10 КоАП РФ соответствует.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица административного органа и решения судьи Пошехонского районного суда Ярославской области не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 24 марта 2022 года и постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям ФИО2 от 2 декабря 2021 года, принятые в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Пошехонский рыбозавод» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Федотовой Юлии Дмитриевны - без удовлетворения.
Судья И.Г. Сингатулина