ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-322/17 от 25.07.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-322/2017

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 25 июля 2017 года

Судья Ярославского областного суда Нуждин С.В.,

при секретаре Ошмариной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» по доверенности ФИО2 на постановление исполняющего обязанности начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 21 февраля 2017 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 1 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль»,

установил:

21 февраля 2017 года главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области в отношении АО «Газпром газораспределение Ярославль» вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей. Юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Как следует из постановления, правонарушение выразилось в следующем:

9 января 2017 года произошел тяжелый несчастный случай со слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда АО «Газпром газораспределение Ярославль» ФИО1. Несчастный случай произошел при производстве работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в квартире <адрес>. При производстве данных работ произошло возгорание, в результате которого ФИО1 получил ожог пламенем обеих кистей и лучезапястных суставов. Степень данного повреждения здоровья является тяжелой.

В связи с этим в период с 10 января по 8 февраля 2017 года в отношении АО «Газпром газораспределение Ярославль» проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой установлено нарушение законодательства Российской Федерации по труду и охране труда, а именно АО «Газпром газораспределение Ярославль» не обеспечило безопасную организацию производства работ по техническому обслуживанию газового оборудования по указанному выше адресу:

- нарушение требований Регламента №62-б, определяющего порядок выдачи, получения, оформления, продления, хранения и срок действия нарядов-допусков на производство газоопасных работ, утвержденного 22 декабря 2016 года директором филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле, пункта 7 Приложения А (обязательное) Наряд-допуск на производство газоопасных работ ГОСТ Р 54983-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация, пункта 16 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных Приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 439н, статей 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации;

- нарушение статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2.2 Инструкции №28-А по охране труда слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования СВДГО, утвержденной директором филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» в г. Ярославле от 13 января 2016 года;

- нарушение статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 1.3, 1.4 Регламента №62-б.

Решением судьи Фрунзенского районного суда Ярославской области от 1 июня 2017 года постановление исполняющего обязанности начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 21 февраля 2017 года оставлено без изменения.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником АО «Газпром газораспределение Ярославль» по доверенности ФИО2 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Фрунзенского районного суда Ярославской области от 1 июня 2017 года.

В жалобе приводятся доводы об отсутствии в действиях АО «Газпром газораспределение Ярославль» объективной стороны правонарушения, так как государственные нормативные требования охраны труда им нарушены не были, а также о том, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» субъектом данного административного правонарушения не является.

В судебном заседании защитник АО «Газпром газораспределение Ярославль» по доверенности ФИО2 жалобу поддержал.

Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление исполняющего обязанности начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 21 февраля 2017 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 1 июня 2017 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно пунктам 2 и 6 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1160, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее - акты, содержащие требования охраны труда).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Из постановления о назначении административного наказания в отношении АО «Газпром газораспределение Ярославль» следует, что ему в вину вменяется нарушение Регламента № 62-б определяющего порядок выдачи, получения, оформления, продления, хранения и срока действия нарядов – допусков на производство газоопасных работ, утвержденного директором филиала АО «Газпром газораспределение Ярославль» 22.12.2016 года.Нарушение данного акта состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, не образует, так как указанный акт не является нормативными правовыми актами, он не содержат государственные нормативные требования охраны труда, он не издан уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации. Регламент 62-б является локальным нормативным актом, принятым работодателем в соответствии с его полномочиями, установленными в статях 22 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

ГОСТ Р 54983-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация, нарушение, которого вменяется в вину юридическому лицу, не содержит государственных нормативных требований охраны труда.

Данный Стандарт утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.09.2012 N 299-ст, то есть органом государственной власти, неуполномоченным на издание актов, содержащих требования охраны труда.

В соответствии с пунктом 1.1 данного Стандарта он устанавливает общие требования к эксплуатации сетей газораспределения, транспортирующих природный газ, а также к составу и оформлению эксплуатационной документации в процессе их эксплуатации.

Таким образом, по существу правового регулирования данный Стандарт не содержит требований к охране труда.

В связи с этим, нарушение указанного Стандарта также не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Статьи 22 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации содержат общие положения об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охране труда.

Таким образом, государственные нормативные требования по охране труда, нарушение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и нарушение которых вменено в вину АО «Газпром газораспределение Ярославль» содержатся в Правилах по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 439н.

В соответствии с пунктом 16 данных Правил работы повышенной опасности в организациях жилищно-коммунального хозяйства должны производиться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ повышенной опасности (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами по рекомендуемому образцу, предусмотренному приложением к Правилам, которым определяются содержание, место, время и условия производства работ, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

Порядок производства работ повышенной опасности, оформления наряда-допуска и обязанности уполномоченных работодателем должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

В соответствии с рекомендуемым образцом в наряде следует предусмотреть раздел, содержащий указание на меры безопасности, которые необходимо обеспечить при подготовке и производстве работ.

Наряд – допуск от 9 января 2017 года содержит такой раздел (раздел 7).

В указанном разделе содержится перечень локальных инструкций.

Как следует из постановления о назначении административного наказания поименованные в данном разделе Инструкция № 28а и 32б содержат требования по охране труда слесаря СВДГО, то есть меры безопасности, которые следует обеспечить при подготовке и производстве работ, в том числе применяемый при данных работах инструмент и технологический процесс производства данных работ.

Из постановления о назначении административного наказания следует также, что ФИО1 с указанными Инструкциями был ознакомлен.

При таких обстоятельствах, при оформлении и выдаче наряда – допуска 9 января 2017 года требования пункта 16 Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 439н, выполнены.

Выводы в постановлении о назначении административного наказания о том, что в наряде должны быть поименованы мероприятия по безопасному проведению работ применительно к конкретным условиям работ, на требованиях вышеуказанных Правил не основаны.

Должностным лицом Государственной инспекции труда в Ярославской области не анализировались положения локальных актов работодателя, содержащихся в перечисленных в наряде – допуске Инструкциях. Отсутствие в данных Инструкциях указания на мероприятия по безопасному проведению работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования не установлено.

Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Правил одноименные работы повышенной опасности, проводящиеся на постоянной основе и выполняемые в аналогичных условиях постоянным составом работников, допускается производить без оформления наряда-допуска по утвержденным для каждого вида работ повышенной опасности инструкциям по охране труда.

Защитник АО «Газпром газораспределение Ярославль» ФИО2 при рассмотрении дела об административном правонарушении, жалоб, ссылаясь на данное положение, заявлял о том, что выдача наряда – допуска в случае проведения работ по техническому обслуживанию газового оборудования не требовалась, так как данные работы выполняются постоянным составом работников, в аналогичных условиях, с одинаковой последовательностью выполняемых операций. Представил перечень газоопасных работ в сетях газопотребления, перечень газоопасных работ выполняемых без оформления нарядов – допусков, утвержденные главным инженером АО «Газпром газораспределение Ярославль» 1 октября 2015 года.

Государственный инспектор труда, судья указанные доводы юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не проверили в полном объеме.

Таким образом, возможность производства работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования без выдачи наряда – допуска материалами дела не опровергнута.

В постановлении указано также, что юридическое лицо не обеспечило контроль за безопасным ведением работ по техническому обслуживанию газового оборудования. Однако в чем выразилось данное нарушение, какие действия в связи с этим должны были быть совершены, но не сделаны, а также какие государственные нормативные требования охраны труда нарушены в данной части постановление о назначении административного наказания не содержит.

На основании изложенного, прихожу к выводу, что правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в действиях (бездействии) АО «Газпром газораспределение Ярославль» не доказано.

Данный факт в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления исполняющего обязанности начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 21 февраля 2017 года, решения судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 1 июня 2017 года и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление исполняющего обязанности начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 21 февраля 2017 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 1 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья С.В. Нуждин