Дело № 30-2-332/2017
РЕШЕНИЕ
24 июля 2017 года г. Ярославль
Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Котовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора по административно-хозяйственной части ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж ФИО1 на постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 03 апреля 2017 года и на решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 02 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной части ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж ФИО1,
установил:
Постановлением главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 03 апреля 2017 года заместитель директора по административно-хозяйственной части ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Как следует из постановления, административное правонарушение выразилось в следующем.
В ходе проведенной 21 марта 2017 года плановой проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж выявлено, что ФИО1, являясь должностным лицом указанного колледжа, ответственным за соблюдение экологического законодательства, в нарушение частей 1-4 статьи 18, статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; статей 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 3 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не предприняла меры, направленные:
- на разработку, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их разрешение;
- на осуществление в установленном порядке, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721, учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов:
- на представление в срок до 01.02.2016 в Управление Росприроднадзора Ярославской области в установленной форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 необходимых для сбора и обработки данных сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, образовавшихся в результате деятельности ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж в 2016 году.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 02 июня 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба заместителя директора по административно-хозяйственной части ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж ФИО1 - без удовлетворения.
В Ярославский областной суд поступила жалоба ФИО1 В ней ставится вопрос об отмене принятых по делу актов и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы заявитель указывает на допущенные должностным лицом существенные нарушения, касающиеся оформления акта проверки, составления протокола об административном правонарушении. Также в жалобе содержатся доводы, которые сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу.
В судебном заседании областного суда ФИО1 доводы жалобы поддержала.
Представитель департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав указанных лиц, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление о назначении административного наказания и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, соблюдение его прав, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 28.4 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В силу изложенного исправление протокола об административном правонарушении - документа, имеющего доказательственное значение и фиксирующего обстоятельства, подлежащие выяснению по делу (ст. 26.1, ст. 26.2 КоАП РФ), - предполагает предоставление лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, тех же гарантий, которыми оно обладает при составлении данного протокола (ст. 28.2 КоАП РФ).
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
При этом ссылка в определении от 27.03.2017г. об исправлении описок, опечаток на ст. 29.12.1 КоАП РФ, допускающую исправление описок, опечаток, арифметических ошибок без извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является необоснованной, так как данная норма Кодекса применима только в отношении постановлений, определений, решений, принятых по результатам рассмотрения дела, и не распространяется на порядок внесения исправлений в протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в протокол об административном правонарушении внесены следующие изменения: уточнено, что образовательное учреждение не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и не имеет утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, необходимых для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности колледжа (первоначально в тексте протокола было указано «при осуществлении деятельности администрации»); уточнены нормы права, нарушения которых выявлены в ходе проверки (первоначально вменялось нарушение ч. 1-4, ч.6 ст. 18, ч. 2, ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», при исправлении опечатки исключено «ч.2,»).
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, определением от 27 марта 2017г. о внесении изменений в протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены в присутствии ФИО1 и сведения о направлении ей извещения о необходимости явится к должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для внесения изменений в названный протокол. Должностное лицо ограничилось лишь вручением ФИО1 копии определения о внесении изменений в протокол. В судебном заседании областного суда ФИО1 пояснила, что не извещалась о необходимости явки к должностному лицу для внесения изменений в протокол.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в указанный протокол.
Содержание определения об исправлении описок, опечаток свидетельствует об изменении описания вмененного административного правонарушения, так как согласно буквальному токованию первоначального текста протокола ФИО1 вменялось отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных нормативов образования отходов, при осуществлении деятельности только администрации. В то время как колледж эксплуатирует несколько объектов, расположенных по разным адресам, в том числе имеет учебный корпус, детский сад, ряд нежилых помещений. Согласно внесенным изменениям ФИО1 вменено неисполнение экологического законодательства не только в результате деятельности администрации, а всего колледжа, в состав которого входят различные объекты.
Тем самым, внесенные в протокол изменения являются существенными, свидетельствуют об уточнении обвинения, в связи с чем неисполнение требований закона об обязательном извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о совершении данного процессуального действия нарушают гарантированные законом права этого лица.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту. Поэтому допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
КоАП РФ не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на судебные акты, принятые по делу.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенное нарушение процессуальных требований, являющееся существенным, влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. То есть протокол об административном правонарушении согласно ст. 26.2 КоАП РФ является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
Поэтому недопустимость протокола об административном правонарушении влечет прекращение производства по делу, так как такой протокол не имеет юридической силы, не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и быть взят в основу постановления о назначении административного наказания.
Допущенные по настоящему делу нарушения процессуальных норм повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу решения судьи городского суда, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания и решение судьи Рыбинского городского суда не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 03 апреля 2017 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 02 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной части ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
Судья В.С. Преснов