ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-351/20 от 25.08.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0010-01-2020-000693-19

Дело № 30-2-351\20

Р Е Ш Е Н И Е

25 августа 2020 года гор. Ярославль

Судья Ярославского областного суда Преснов В.С., рассмотрев жалобу защитника ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» по доверенности ФИО1 на постановление консультанта комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 29 апреля 2020г. № 86\139 и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 18 июня 2020г., приятые в отношении ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,

Установил:

постановлением консультанта комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 29 апреля 2020г. № 86\139, оставленным без изменения решением судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 18 июня 2020г., ОАО «Сыктыкар Тессью Груп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Как следует из постановления, административное правонарушение выразилось в несоответствии программы производственного экологического контроля требованиям приказа Минприроды России от 28.02.2018г. № 74; не принятии необходимых и достаточных мер по осуществлению в полном объеме производственного экологического надзора на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации производственного объекта по адресу: <адрес>; не представлении плана мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованного с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, приказа о назначении должностного лица, ответственного за прием и регистрацию предупреждений о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, договора с территориальным органом гидрометеорологической службы о получении предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях, журнала регистрации предупреждений о наступлении неблагоприятных метеорологических условиях.

В жалобе, поданной в областной, защитник ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» просит отменить постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда в части нарушений, связанных с неисполнением акционерным обществом обязанности по проведению работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

В судебном заседании защитники ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» на основании доверенностей ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержали.

Прокурор Бурлакова Е.В. возражала против удовлетворения жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемых постановления и решения.

Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Материалами дела установлено, что ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» имеет производственную площадку в <адрес>, которая поставлена на государственный учет в региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду за № 78-0276-000543-П. Объекту присвоена III категория по степени негативного воздействия на окружающую среду. На территории производственной площадки имеется 21 источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе 17 организованных и 4 неорганизованных источников выбросов, выделяющих в атмосферу 24 загрязняющих вещества, в том числе выбросы 1 и 2 класса опасности, массой 164,08 т/год.

18 марта 2020 года Ростовской межрайонной прокуратурой Ярославской области проведена проверка, по результатам которой выявлено несоответствие программы производственного экологического контроля требованиям приказа Минприроды России от 28.02.2018г. № 74, нарушения требований частей 2 и 6 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2020г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 25 Федерального закона от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», так как не были представлены результаты производственного экологического контроля аналитическим методом по выбросам ацетальдегида на вентиляционной системе участка конвертинга (ист. 0006), пыли бумаги на вентиляционной системе участка конвертинга (ист. 0017), азота диоксида на вентиляционной системе участка конвертинга (ист. 0008), а также результаты производственного экологического контроля балансовым методом по выброса формальдегида, углерода (сажа) на вентиляционных системах мини ТЭЦ (ист. 0009,0010,0011).

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, материалами проверки, проведенной прокурором, другими материалами дела, которым должностным лицом, принявшим постановление, и судьей районного суда дана правильная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Выводы должностного лица, принявшего постановление, и решение судьи районного суда о доказанности вины ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, выразившегося в несоответствии программы производственного экологического контроля требованиям приказа Минприроды России от 28.02.2018г. № 74 и в нарушении требований частей 2 и 6 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2020г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 25 Федерального закона от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», основаны на всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права, оценке доказательств, отвечающей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, не содержат противоречий, в связи с чем оснований не согласиться с ними не имеется.

Данные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что у ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ, с учетом положений ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.

Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень выраженности его объективной стороны, роль ОАО «Сыктывкар Тессью Груп», не нахожу оснований для квалификации административного правонарушения как малозначительного.

Нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые являются основанием для отмены обжалуемых актов, по делу не допущены.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления о назначении административного наказания и решения судьи районного суда.

ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» вменены нарушения частей 1-3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 3.1-3-5, 4, 4.2 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 12.08.2009 N 838-п, которые выразились в следующем:

не представлен план мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

не представлен приказ о назначении должностного лица, ответственного за прием и регистрацию предупреждений о наступлении неблагоприятных метеорологических условий,

не представлен договор с территориальным органом гидрометеорологической службы о получении предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях,

не представлен журнал регистрации предупреждений о наступлении неблагоприятных метеорологических условиях.

Акционерным обществом оспаривается законность вменения данных нарушений.

Доводы жалобы о том, что частями 1-3 статьи 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и нормами Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 12.08.2009г. N 838-п, не предусмотрена обязанность по заключению договора с территориальным органом гидрометеорологической службы о получении предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях являются обоснованными, поскольку указанными нормами Федерального закона и Порядка на хозяйствующие субъекты не возложена обязанность по заключению такого договора.

В соответствии с разделом I «РД 52.04.52-85. Руководящий документ. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986) мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) разрабатывают предприятия, организации, учреждения, расположенные в населенных пунктах, где органами Госкомгидромета проводится или планируется проведение прогнозирования НМУ.

Доказательства того, что в р.п Семибратово Ростовского муниципального района Ярославской области территориальным органом гидрометеорологической службы проводится или планируется проведение прогнозирования НМУ, не представлены. Утверждения ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» о том, что отсутствует информация о проведении соответствующих исследований на территории Ростовского муниципального района, материалами дела не опровергнуты. Напротив, эти утверждения подтверждаются информацией размещенной в открытых общедоступных источниках сайте Ярославского ЦГМС, согласно которой мониторинг о состоянии атмосферного воздуха осуществляется только в г. Ярославле, г. Переславлде-Залесском, г. Рыбинске. Данная информация опровергает выводы, изложенные в постановлении о том, что в р.п. Семибратово метеостанция осуществляет мониторинг состояния атмосферного воздуха.

Выводы должностного лица о том, что ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» относится к числу заинтересованных лиц, которые в силу п. 3 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, утв. Приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 N 899, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как указано выше, предоставление информации относится к хозяйствующим субъектам, расположенным в населенных пунктах, в которых проводится или планируется проведение прогнозирования НМУ.

Данные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности жалобы, в силу чего постановление и решение подлежат изменению, вмененные нарушения, связанные с неисполнением акционерным обществом обязанности по проведению работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условии исключению из обжалуемых актов.

Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление консультанта комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 29 апреля 2020г. № 86\139 и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 18 июня 2020г., принятые в отношении ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, изменить.

Исключить из постановления консультанта комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 29 апреля 2020г. № 86\139 и решения судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 18 июня 2020г. выводы о совершении ОАО «Сыктывкар Тессью Груп» нарушений частей 1-3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 3.1-3-5, 4, 4.2 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 12.08.2009 N 838-п, которые выразились в следующем:

не представлен план мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

не представлен приказ о назначении должностного лица, ответственного за прием и регистрацию предупреждений о наступлении неблагоприятных метеорологических условий,

не представлен договор с территориальным органом гидрометеорологической службы о получении предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях,

не представлен журнал регистрации предупреждений о наступлении неблагоприятных метеорологических условиях.

В остальном постановление о назначении административного наказания от 29 апреля 2020г. № 86\139 и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 18 июня 2020г. оставить без изменения.

Судья Ярославского областного суда: ФИО4