ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-357/2022 от 23.06.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №30-2-357/2022

(УИД 76RS0003-01-2022-000372-27)

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 23 июня 2022 года

Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при секретаре Мурзиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Акционерного общества «Ресурс» - генерального директора Сергеичева А.Б. на постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО3 от 04 марта 2022 года №73/128 о назначении административного наказания, решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 06 мая 2022 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Ресурс»,

установил:

Постановлением главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО3 от 04.03.2022 №73/128 о назначении административного наказания Акционерное общество (АО) «Ресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.

Решением судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 06.05.2022 указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба законного представителя АО «Ресурс» - без удовлетворения.

На указанные акты по делу об административном правонарушении законным представителем АО «Ресурс» - генеральным директором Сергеичевым А.Б. подана жалоба в Ярославский областной суд. В жалобе заявитель просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» информация о проведении в отношении АО «Ресурс» не была размещена в общедоступных источниках. Должностным лицом и судьей районного суда не приняты во внимание смягчающие обстоятельства: правонарушение имеет признаки малозначительности, нормы ПДК превышены несущественно и не причинили вреда окружающей среде; не учтено материальное положение виновного лица.

Законный представитель АО «Ресурс», защитник Новиков С.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

О месте и времени судебного заседания по рассмотрению жалобы извещался также департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Статьей 22 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод (часть 3).

Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Из материалов дела видно, что на основании решения департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 10.04.2018 №23 АО «Ресурс» является водопользователем, водный объект предоставлен для сбора сточных вод, срок водопользования установлен до 13.10.2022. Место сброса сточных вод р.Которосль с правого берега; географические координаты точки сброса 57?19?15? северной широты, 39?52?03? восточной долготы (г.Гаврилов-Ям Ярославской области).

Согласно подпунктам 10, 22 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование к условиям пользования водным объектом относятся недопущение сброса сточных вод с превышением показателей ПДК загрязняющих веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения, принятых решением о предоставлении водного объекта в пользование (приказ Минсельхоза РФ от 03.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»).

Согласно протоколам лабораторных исследований № 924 от 30.11.2021 и № 985 от 14.12.2021, сброс сточных вод предприятия после очистки на очистных сооружениях в реку Которосль осуществлялся с превышением показателей ПДК загрязняющих веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения (приказ Минсельхоза РФ от 03.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»), превышения выявлены по показателю: фосфаты.

25.02.2022 должностным лицом в отношении АО «Ресурс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, согласно которому общество в 4 квартале 2021 года допустило пользование водным объектом в нарушением условий решения о предоставлении водного объекта в пользование, выразившемся в сбросе сточных вод предприятия после очистки на очистных сооружениях в реку Которосль с превышением показателей ПДК загрязняющих веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения (приказ Минсельхоза РФ от 03 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, протоколами лабораторных исследований № 924 от 30.11.2021 и № 985 от 14.12.2021, решением департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 10.04.2018 №23.

При таких обстоятельствах факт нарушения АО «Ресурс» правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Представленные в деле доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, а в целом являются достаточными для вывода о доказанности вины АО «Ресурс» в совершении вмененного правонарушения. Должностным лицом, вынесшим постановление, и судьей районного суда всем доказательствам дана правильная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки доказательств не усматривается.

Ссылки на нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отклоняются. В данном случае административное правонарушение выявлено по результатам рассмотрения отчета о выполнении условий водопользования АО «Ресурс» за 4 квартал 2021 в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 13.04.2018.

Доводы жалобы о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным не состоятельны.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.

Материалами дела установлено, что АО «Ресурс» допущено нарушение водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, в результате которого допущен сброс в водный объект сточных вод с концентрацией загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимые значения. Указанным правонарушением затрагиваются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. С учетом указанных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объекта правонарушения, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания правонарушения малозначительным. Приведенные в жалобе обстоятельства также не позволяют квалифицировать административное правонарушение как малозначительное.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Таким образом, АО «Ресурс» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание соответствует санкции части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, а также правилам назначения административного наказания, установленным в статьях 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ и назначено в минимальном размере.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, должностным лицом и судьей районного суда не допущено. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. При рассмотрении жалобы судьей районного суда нормы главы 30 КоАП РФ соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых постановления и решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО3 от 04 марта 2022 года №73/128 о назначении административного наказания, решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 06 мая 2022 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Ресурс», оставить без изменения, а жалобу законного представителя Акционерного общества «Ресурс» - генерального директора Сергеичева А.Б. – без удовлетворения.

Судья О.И.Бисерова