ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-393/18 от 28.08.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-393/2018

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 28 августа 2018 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Публичного акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть» по доверенности Толкова Олега Геннадьевича на постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо – Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 апреля 2018 года и решение судьи Даниловского районного суда Ярославской области от 2 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть»,

установила:

24 апреля 2018 года старшим государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо – Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении Публичного акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть» (на момент вынесения постановления Открытое акционерное общество «Нефтегазовая компания «Славнефть») вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Публичное акционерное общество «Нефтегазовая компания «Славнефть» (далее – ПАО НГК Славнефть) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления следует: ПАО НГК Славнефть являлось грузоотправителем груза бензин моторный, 51т, <данные изъяты> Груз перевозился железнодорожным транспортом в поезде № <данные изъяты>. 16 марта 2018 года в 21 час 23 минуты на станции Данилов Северной железной дороги обнаружена струйная течь груза по нижнему сливному прибору цистерны № <данные изъяты> указанного поезда.

29 марта 2018 года проведено комиссионное обследование порожней цистерны № <данные изъяты> в результате которого установлено, что резиновое уплотнительное кольцо внутреннего клапана сливного прибора имеет расслоение. При посадке клапана в седло, происходит выдавливание из чаши резинового уплотнительного кольца.

Таким образом, грузоотправителем ПАО НГК Славнефть для перевозки опасного жидкого груза использован вагон – цистерна, имеющий неисправный сливной прибор, чем нарушены пункты 3.1.1, 3.2.3, 3.2.6 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных в городе Минске 22.05.2009 года на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.

Решением судьи Даниловского районного суда Ярославской области от 2 июля 2018 года постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо – Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 апреля 2018 года оставлено без изменений.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником ПАО НГК Славнефть по доверенности Толковым О.Г. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В жалобе приводятся доводы о недоказанности правонарушения в действиях Общества.

В судебном заседании защитники ПАО НГК Славнефть по доверенности Кутузова И.К. и Толков О.Г. жалобу поддержали.

Старший государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо – Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Вольченко И.В. в удовлетворении жалобы возражал.

Заслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующему:

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частями 1 и 4.1 статьи 28.3 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:о назначении времени и места рассмотрения дела;

о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы.

Из материалов дела следует, что 10 апреля 2018 года старшим государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо – Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в адрес ПАО НГК Славнефть было направлено сообщение о возбуждении в отношении данного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ, с предложением явится в административный орган для участия в административном производстве 24 апреля 2018 года в 11 часов 00 минут.

В указанное время к старшему государственному инспектору явился защитник ПАО НГК Славнефть на основании доверенности Толков О.Г., который участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, дал пояснения по делу и представил затребованные административным органом документы.

В 11 часов 00 минут 24 апреля 2018 года старшим государственным инспектором в отношении ПАО НГК Славнефть составлен протокол об административном правонарушении. Протокол оставлен в отсутствии законного представителя ПАО НГК Славнефть, с участием защитника данного Общества. Копия протокола вручена старшим государственным инспектором защитнику Толкову О.Г.

В 11 часов 30 минут 24 апреля 2018 года старшим государственным инспектором в отношении ПАО НГК Славнефть вынесено постановление о назначении административного наказания.

При этом после составления протокола об административном правонарушении, старший государственный инспектор копию протокола об административном правонарушении ПАО НГК Славнефть не направил, решения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и извещении об этом ПАО НГК Славнефть не принял.

Указанные действия должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания являются существенным нарушением требований процессуальных норм, приведенных в статьях 28.3, 29.4 КоАП РФ.

Участие при составлении протокола об административном правонарушении защитника юридического лица не освобождает административный орган от исполнения процессуальных требований, содержащихся в вышеуказанных нормах.

Частью 4.1 статьи 28.3 КоАП РФ предписано направление копии протокола лицу, в отношении которого он составлен, а не его защитнику.

Пунктом 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ должностное лицо административного органа обязано известить о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так и его защитника.

Указанные требования старшим государственным инспектором не выполнены.

В силу статьи 25.5 КоАП РФ защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении. Реализация им прав, гарантированных частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, не заменяет реализацию процессуальных прав лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По изложенным основаниям прихожу к выводу о том, что должностным лицом Ространснадзора существенно нарушены требования процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении, принятии дела об административном правонарушении к производству и его рассмотрении.

При этом, нарушение процессуальных требований, выразившееся в ненаправлении ПАО НГК Славнефть копии протокола, не может быть устранено направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, так как после принятия протокола к производству уполномоченным на его рассмотрение должностным лицом возвращение данного протокола для устранения его недостатков не допускается.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что при возбуждении данного дела об административном правонарушении существенно нарушены требования процессуальных норм, что свидетельствует о недопустимости протокола об административном правонарушении как доказательства по делу. В связи с этим, вывод должностного лица административного органа о виновности ПАО НГК Славнефть в административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ, поставлен на недопустимых доказательствах.

По изложенным основаниям вынесенные по данному делу постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо – Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 апреля 2018 года и решение судьи Даниловского районного суда Ярославской области от 2 июля 2018 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо – Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 апреля 2018 года и решение судьи Даниловского районного суда Ярославской области от 2 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья Е.Ю. Щеголькова