ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-411/18 от 03.09.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-411/2018

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 3 сентября 2018 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу специалиста по охране труда Публичного акционерного общества «ТНС Энерго Ярославль» ФИО9 на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 мая 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 25 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по охране труда Публичного акционерного общества «ТНС Энерго Ярославль» ФИО9,

установила:

10 мая 2018 года главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области в отношении специалиста по охране труда Публичного акционерного общества (ПАО) «ТНС Энерго Ярославль» ФИО9 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 16 000 рублей. ФИО9 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления следует: при проверке соблюдения трудового законодательства, проведенной Государственной инспекцией труда в Ярославской области в период с 15 по 27 марта 2018 года, установлено, что работодателем ПАО «ТНС Энерго Ярославль», осуществляющим свою деятельность по адресу: <...>, в нарушение статьи 212, части 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 3 – 6 Правил прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695, не организовано не реже одного раза в пять лет прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (управление транспортными средствами, а также персонала, обслуживающего действующие электроустановки напряжением 127 В и выше и производящего на них оперативные переключения, выполняющего на этих электроустановках наладочные, монтажные работы и высоковольтные испытания) – водители ФИО1ФИО2ФИО3ФИО4ФИО5ФИО6ФИО7 электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО8

В нарушение части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации указанные лица не отстранены от работы.

Кроме того, в нарушение статьей 212, 21 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 8 – 10 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО8 не обучен безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте и допущен работодателем к выполнению данных работ.

Лицом, ответственным за выполнение требований охраны труда в ПАО «ТНС Энерго Ярославль» является специалист по охране труда ФИО9

Таким образом, ею осуществлен допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения, а также обязательных психиатрических освидетельствований, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Решением судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 25 июля 2018 года постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 мая 2018 года оставлено без изменений.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба ФИО9 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 мая 2018 года и решения судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 25 июля 2018 года и снижении назначенного в отношении ФИО9 административного штрафа и предоставлении рассрочки его уплаты.

В жалобе приводятся доводы о том, что правонарушения в части допуска работника ФИО8 к работе без обучения его безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте не имеется, так как в его должностные обязанности не входит работа на высоте.

Признавая наличие нарушений в остальной части, ФИО9 в жалобе указывает, что при назначении административного наказания не было учтено отсутствие умысла у ФИО9 на совершение правонарушения, отсутствие в результате данного нарушения неблагоприятных последствий для работников общества и третьих лиц, устранение нарушения в короткие сроки, совершение правонарушения впервые, а также имущественное положение ФИО9

Исходя из данных фактов, назначенное в отношении ФИО9 административное наказание тяжести совершенного правонарушения не соответствует.

В судебное заседание ФИО9 и ее защитник не явились.

Исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующему:

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Субъектами данного правонарушения являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся работодателями, а также должностные лица работодателя.

ФИО9 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, как должностное лицо ПАО «ТНС Энерго Ярославль».

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ и примечанием к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела следует, что ФИО9 является специалистом по охране труда ПАО «ТНС Энерго Ярославль».

Из должностной инструкции специалиста по охране труда ПАО «ТНС Энерго Ярославль» следует, что к должностным обязанностям данного работника, помимо прочего, относится организация прохождения работниками периодических медицинских осмотров, а также организация обучения персонала Общества по охране труда.

При этом из должностной инструкции следует также, что работник – специалист по охране труда подчиняется начальнику Отдела управления персоналом.

Исполняя вышеуказанные возложенные на специалиста по охране труда обязанности, ФИО9 выполняет их лично. Правом организации работы иных специалистов ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в сфере охраны труда ФИО9, как специалист по охране труда, не наделена. Также она не наделена правом давать обязательные к исполнению распоряжения сотрудникам ПАО.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (пункт 4) под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Анализ должностных обязанностей специалиста по охране труда ПАО «ТНС Энерго Ярославль», предоставленные ей в этих целях полномочия, не дают оснований полагать, что специалист по охране труда располагает организационно – распорядительными полномочиями в данной сфере. Данный специалист является исполнителем возложенных на работодателя обязанностей в сфере охраны труда, выполняя распоряжения иных должностных лиц ПАО «ТНС Энерго Ярославль», наделенных соответствующими полномочиями.

Таким образом, ФИО9, как специалист по охране труда, не является должностным лицом в том смысле, как это определено статьей 2.4 КоАП РФ и примечанием к ней.

Ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей не является достаточным основанием для привлечения работника к административной ответственности как должностное лицо организации - работодателя.

Кроме того, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ состоит в допуске к работе работника, помимо прочего, без прохождения в установленном порядке обучения, а также обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность отстранения от работы работника при данных обстоятельствах лежит на работодателе.

В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

ФИО9 не является органом юридического лица и не уполномочена на осуществление прав и обязанностей работодателя каким – либо локальным актом ПАО «ТНС Энерго Ярославль».

При таких обстоятельствах, она не имеет права на принятие решения о допуске, либо об отстранении работника от работы при наличии оснований, установленных статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации.

По изложенным основаниям прихожу к выводу о том, что ФИО9 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Следовательно, состав данного административного правонарушения в ее действиях отсутствует.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7, пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ вынесенные по данному делу постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 мая 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 25 июля 2018 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО9 состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10 мая 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 25 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по охране труда Публичного акционерного общества «ТНС Энерго Ярославль» ФИО9 отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.Ю. Щеголькова