Дело № 30-2-41/2022
УИД 76RS0013-01-2021-001525-96
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 19 января 2022 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Чистяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» на основании доверенности Москалевой Марины Николаевны на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 24 июня 2021 года и решение судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 6 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал»,
установила:
24 июня 2021 года старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды в отношении Государственного предприятия Ярославской области (ГП ЯО) «Северный водоканал» вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей. ГП ЯО «Северный водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует: ГП ЯО «Северный водоканал» оказывает услуги по водоотведению, является владельцем инженерных сетей водоотведения, в том числе канализационной насосной станции (КНС) № 1, расположенной в районе улицы Садовая села Большое село Ярославского района Ярославской области.
22 апреля 2021 года зафиксирован сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод из приемной камеры КНС №1 через канаву (по рельефу местности) в р. Юхоть. Одновременно установлено, что стоки из централизованной системы канализации с. Большое село на очистные сооружения не поступают.
Специалистами лаборатории ГБУ ФО «ЦООС» произведен отбор проб сточных вод из аварийного (временного) выпуска с КНС №1, проб воды р. Юхоть в месте поступления неочищенных сточных вод, а также фоновых проб воды в р. Юхоть (500 метров ниже и выше места аварийного сброса стоков).
Согласно экспертному заключению содержание загрязняющих веществ в пробах выпуска сточных вод с КНС не соответствует предельно допустимым концентрациям. Содержание загрязняющих веществ в воде водного объекта (р. Юхоть) в пробах, отобранных в месте поступления сточных вод с КНС, не соответствует предельно допустимым концентрациям. Содержание аммиака и ионов аммония (суммарно) в воде водного объекта (р. Юхоть) в пробах, отобранных выше и ниже места поступления сточных вод с КНС, не соответствует предельно допустимым концентрациям.
Таким образом, допустив сброс загрязненных стоков в поверхностный водный объект р. Юхоть с превышением концентрации загрязняющих веществ над предельно допустимыми, ГП ЯО «Северный водоканал» нарушило статью 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 35, 60 Водного кодекса Российской Федерации, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Решением судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 6 декабря 2021 года постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 24 июня 2021 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником ГП ЯО «Северный водоканал» на основании доверенности Москалевой М.Н. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 24 июня 2021 года и решения судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 6 декабря 2021 года.
В жалобе приведены доводы об отсутствии вины ГП ЯО «Северный водоканал» в правонарушении.
В судебное заседание законный представитель или защитник ГП ЯО «Северный водоканал» не явились.
Прокурор Фролова И.А. против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав дело об административном правонарушении оснований к отмене или изменению постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 24 июня 2021 года и решения судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 6 декабря 2021 года не нахожу.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные охраной водных объектов.
Согласно статьям 35, 56 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно статье 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно статьям 34, 39, 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
При эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Собранными по делу доказательствами факт нарушения действиями ГП ЯО «Северный водоканал» приведенных требований к охране водных объектов подтвержден: установлен сброс сточных вод загрязненных стоков в поверхностный водный объект р. Юхоть с превышением концентраций загрязняющих веществ над предельно допустимыми.
При этом, указанные действия ведут к загрязнению водного объекта.
Субъектом данного административного правонарушения является ГП ЯО «Северный водоканал» как юридическое лицо, являющееся гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории Большесельского муниципального района.
Правонарушение совершено предприятием виновно.
В лице своих исполнительных органов ГП ЯО «Северный водоканал» сознавало противоправный характер своих действий по нарушению требований к охране водных объектов, предвидело его вредные последствия в виде его загрязнения и сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Приведенные в жалобе на постановление о назначении административного наказания доводы защитника вины предприятия в правонарушении не исключают.
Указание на то, что разлив сточных вод на почву был произведен в обстоятельствах крайней необходимости в связи с тем, что подрядчик не завершил строительство новых очистных сооружений, не исключают обязанности предприятия по соблюдению требований к охране водных объектов, не приостанавливают применения к деятельности предприятия норм природоохранного законодательства, в том числе в части исполнения обязанности по нормативной очистке сточных вод.
Несмотря на выполнение мероприятий, направленных на строительство новых очистных сооружений канализации, эксплуатация действующих очистных сооружений должна иметь место с соблюдением законодательства.
Таким образом, вывод должностного лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования и судьи районного суда о наличии в действиях ГП ЯО «Северный водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, является верным.
Оснований для признания деяния малозначительным не имеется.
Назначенное в отношении ГП ЯО «Северный водоканал» наказание соответствует правилам назначения административного наказания, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ, и совершенному деянию соразмерно.
Вопрос о привлечении ГП ЯО «Северный водоканал» к административной ответственности разрешен в пределах срока давности.
Дело об административном правонарушении рассмотрено старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей в соответствии с ее компетенцией, установленной 23.29 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Сбор, исследование и оценка собранных по делу доказательств процессуальным требованиям главы 26 КоАП РФ отвечает.
Дело об административном правонарушении возбуждено прокуроров в соответствии с его компетенцией и при наличии к тому достаточных оснований.
Порядок рассмотрения дела соблюден. Вынесенное по делу постановление требованиям статьи 29.10 КоАП РФ соответствует.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания рассмотрена судьей районного суда с соблюдением порядка, установленного главой 30 КоАП РФ.
Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену или изменение вынесенных по данному делу об административном правонарушении актов, не допущено.
Оснований для отмены или изменения постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 24 июня 2021 года и решение судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 6 декабря 2021 года не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 24 июня 2021 года и решение судьи Большесельского районного суда Ярославской области от 6 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» оставить без изменений, жалобу защитника Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» на основании доверенности Москалевой Марины Николаевны – без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова