Дело № 30-2-425/2017
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 25 сентября 2017 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Ошмариной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора Открытого акционерного общества «Ярославльводоканал» ФИО1 по доверенности ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 16 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Открытого акционерного общества «Ярославльводоканал» ФИО1,
установила:
25 мая 2017 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (УФАС по Ярославской области) в отношении генерального директора Открытого акционерного общества (ОАО) «Ярославльводоканал» ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует: ОАО «Ярославльводоканал» относится к субъектам естественных монополий. В связи с этим при осуществлении им закупок для своих нужд на ОАО «Ярославльводоканал» распространяются положения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
28 февраля 2017 года генеральным директором ОАО «Ярославльводоканал» ФИО1 согласовано решение о заключении договора поставки природного биорегулятора «Биофокс» - препарата для очистки сточных вод, с единственным поставщиком.
2 марта 2017 года ОАО «Ярославльводоканал» на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку природного бирегулятора «Биофокс» для нужд ОАО «Ярославльводоканал».
3 марта 2017 года Комиссией по закупкам ОАО «Ярославльводоканал» принято решение заключить договор на поставку природного биорегулятора «Биофокс» в количестве 2 623 кг с ООО «Тортилла».
ООО «Тортилла» является дилером ООО «КСПТ «РАСТР» - производителя биорегулятора «Биофокс».
3 марта 2017 года между ОАО «Ярославльводоканал» и ООО «Тортилла» данный договор заключен.
Указанные действия ФИО1, как руководителя ОАО «Ярославльводоканал», являются нарушением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и действующего в Обществе Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг, которое утверждено Советом директоров ОАО «Ярославльводоканал» 19 апреля 2016 года.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона заказчик в Положении вправе определить действующие у данного юридического лица способы закупки, перечень которых может быть шире, чем это установлено в законе.
Действующим в ОАО «Ярославльводоканал» Положением определены основания для проведения закупки у единственного поставщика.
При изложенных выше обстоятельствах, оснований для закупки биорегулятора «Биофокс» у единственного поставщика у ОАО «Ярославльводоканал» не имелось, так как ООО «КСПТ «РАСТР» является не единственным в России производителем природных препаратов по очистке сточных вод. Начальная (максимальная) цена договора превышает 1 500 000 рублей. Исключительных обстоятельств, которые не позволяли заказчику провести конкурентную процедуру выбора поставщика, не имелось.
Таким образом, ФИО1 неправильно, в нарушение Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг, которое утверждено Советом директоров ОАО «Ярославльводоканал» 19 апреля 2016 года, выбран способ закупки препарата для очистки сточных вод для нужд ОАО «Ярославльводоканал».
Решением судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 16 августа 2017 года постановление заместителя руководителя УФАС по Ярославской области от 25 мая 2017 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником ФИО1 по доверенности ФИО2 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 мая 2017 года и решения судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 16 августа 2017 года.
Доводы жалобы состоят в следующем: объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в части 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, составляет нарушение требований законодательства к форме закупки, а не к ее способу. Из постановления о назначении административного наказания и решения судьи по жалобе на данное постановление следует, что ФИО1 нарушены требования нарушение Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг, которое утверждено Советом директоров ОАО «Ярославльводоканал» 19 апреля 2016 года, к способу закупки.
Такое нарушение, по мнению заявителя жалобы, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, не образует.
Заявитель в жалобе указывает также, что для осуществления закупки у единственного поставщика у ОАО «Ярославльводоканал» основания имелись, так как биорегулятор «Биофокс», который выпускает ООО «КСПТ «РАСТР», имеет уникальные технические характеристики, аналогов данному препарату нет. ОАО «Ярославльводоканал» проводило испытания данного препарата и пришло к выводу, что данный препарат наиболее подходит для очистки сточных вод, поступающих из канализационной сети города Ярославля.
Кроме того, сумма договора фактически составила сумму в 99 710 рублей, так как по договору проведена одна поставка препарата. Таким образом, исходя из того, что сумма договора не превышает 100 000 рублей, эта закупка могла быть размещена у единственного поставщика. В заключенном 3 марта 2017 года договоре на поставку препарата с ООО «Тортилла» общая цена договора не определялась.
В жалобе приводятся также доводы о нарушении административным органом процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые выразились в ненадлежащем извещении ФИО1 о времени рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности ФИО2 жалобу поддержал.
Представитель УФАС по Ярославской области ФИО3 в удовлетворении жалобы возражал.
Прокурором Ковальской О.А. дано заключение о законности вынесенных по данному делу об административном правонарушении постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 мая 2017 года и решения судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 16 августа 2017 года и отсутствии оснований для удовлетворения жалобы защитника ФИО1
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, прокурора, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 16 августа 2017 года подлежат отмене, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 – прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме.
Данное правонарушение посягает на порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Указанный порядок предусмотрен Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616.
Биорегуляторы или препараты для очистки сточных вод в утвержденном перечне не поименованы.
Таким образом, закупку данных товаров ОАО «Ярославльводоканал» не было обязано осуществлять в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В данном деле об административном правонарушении административный орган доказывал, что ОАО «Ярославльводоканал» невправе было проводить закупку биорегулятора у единственного поставщика.
Вместе с тем, выводы в постановлении в данной части имели бы правовое и доказательственное значение для данного дела об административном правонарушении, если бы по делу было установлено, что закупаемый препарат относится к числу товаров, поименованных в перечне товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
При таких обстоятельствах, неверно выбранный способ размещения закупки повлек бы возможность для заказчика не исполнять вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации и требования части 4 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Однако, в данном деле об административном правонарушении такие обстоятельства не установлены.
Нарушение требований действующего в обществе Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг, которое утверждено Советом директоров ОАО «Ярославльводоканал» 19 апреля 2016 года, к способу закупки, если таковое бы и имело место, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, как верно указано в жалобе, не образует.
Необходимо отметить также, что данное Положение является локальным актом, не носящим нормативного характера и его нарушение не может быть отнесено к нарушению законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что при размещении закупки на поставку природного биорегулятора «Биофокс» - препарата для очистки сточных вод, у единственного поставщика генеральным директором ОАО «Ярославльводоканал» ФИО1 требования законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц о проведении закупки в электронной форме не были нарушены.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в его действиях отсутствует.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 16 августа 2017 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
При этом отмечаю, что судьей районного суда в решении по жалобе неверно указана дата постановления о назначении административного наказания. Из дела видно, что 19 мая 2017 года заместителем руководителя УФАС по Ярославской области вынесена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении, мотивированное постановление составлено – 25 мая 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Таким образом, в данном деле об административном правонарушении следует исходит из того, что днем вынесения постановления по делу об административном правонарушении является 25 мая 2017 года.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 16 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Открытого акционерного общества «Ярославльводоканал» ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Е.Ю. Щеголькова