Дело №30-2-427/2021
(УИД 76RS0023-01-2022-001470-38)
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 18 июля 2022 года
Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при секретаре Мурзиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора Акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» Гипнера Александра Викторовича по доверенности Шитовой А.Е. на постановление заместителя директора департамента государственного жилищного надзора – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО4 № 336-09-1/22 от 14 марта 2022 года, решение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 07 июня 2022 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» Гипнера Александра Викторовича,
установил:
Постановлением заместителя директора департамента государственного жилищного надзора – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО4№ от 14.03.2022 директор Акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперековского района» (далее АО «Управдом Красноперекопского района») Гипнер А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 07.06.2021 указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника – без удовлетворения.
На постановление должностного лица и решение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля защитником директора АО «Управдом Красноперекопского района» Гипнера А.В. по доверенности Шитовой А.Е. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных актов, прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы указывается на отсутствие доказательств вины Гипнера А.В. в совершении административного правонарушения, оспаривается оценка имеющихся в деле доказательств.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор АО «Управдом Красноперекопского района» Гипнер А.В. о месте и времени рассмотрения жалобы извещен. Защитник по доверенности Шитова А.Е. в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что в связи с событиями от 20.02.2022, которые также вменяются Гипнеру А.В. возбуждено уголовное дело, Гипнер А.В. по данному делу допрашивался в качестве свидетеля, о ходе расследования ей ничего не известно.
Представитель департамента государственного жилищного надзора Ярославской области по доверенности Букарева Т.О., прокурор Бекенева Е.В. против удовлетворения жалобы возражали.
Заслушав защитника директора АО «Управдом Красноперекопского района» Гипнера А.В. по доверенности Шитову А.Е., представителя департамента государственного жилищного надзора Ярославской области по доверенности Букареву Т.О., прокурора Бекеневу Е.В., исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п.51 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «а», «б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 ст.161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу требований пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее Правила № 491) в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) и т.д.
В соответствии с пп. «а», «б», «в» п.10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно п.п. «а», «в», «з» п.11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, з) текущий ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 11(1) Правил № 491 определено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения (далее Минимальный перечень работ и услуг от 03.04.2012 №290).
Пунктом 7 Минимального перечня работ и услуг от 03.04.2012 №290 установлено, что в работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, входят проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее Правила от 27.09.2003 №170).
Пунктом 4.6.1.23 Правил от 27.09.2003 №170 установлено, что Очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью.
Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением:
желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;
снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Из материалов дела видно, что АО «Управдом Красноперекопского района» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 076-000025 от 28.04.2015.
01.01.2008 между собственниками помещений многоквартирного дома адресу: , и Обществом заключен договор управления указанным многоквартирным домом, в соответствии с которым Общество приняло на себя полномочия по управлению Домом за счет средств собственников в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в доме жилищных и коммунальных услуг, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего долевого имущества.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения директора АО «Управдом Красноперекопского района» Гипнера А.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.2.3 КоАП РФ, явилось осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, что выразилось в несоблюдении приведенных выше требований Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, Правил № 491, Минимального перечня услуг от 03.04.2012 №290, Правил от 27.09.2003 №170.
В постановлении должностного лица указывается, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля в период с 21.02.2022 по 22.02.2022 установлено, что 20.02.2022 около 11 час. 50 мин. с крыши многоквартирного жилого дома , произошел сход образовавшейся наледи, при этом зафиксировано наличие наледи по всему периметру кровли многоквартирного жилого дома, нависающей над краем крыши, скол края ледяной кромки над местом обрушения. Кроме того, департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области в ходе проверочных мероприятий в период с 14.30 час. по 16.30 час. 24.02.2022 установлено, что не произведена необходимая очистка крыши от снега и наледи, имеет место свисающий снег и наледь на карнизном участке крыши многоквартирного дома.
Вместе с тем, из пояснений защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шитовой А.Е. следует, что в связи с событиями от 20.02.2022 возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ. Данные обстоятельства приводятся и в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, поданной в районный суд. Однако указанные доводы защитника судьей районного суда не проверены, соответствующие материалы не истребованы и не исследованы.
Таким образом, судьей районного суда при рассмотрении жалобы защитника на постановление по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуального закона, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело. Изложенные в решении выводы сделаны в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ без учета всех обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ решение судьи районного суда подлежит отмене, а дело - направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 07 июня 2022 года по жалобе защитника директора АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» Гипнера Александра Викторовича по доверенности Шитовой Анны Евгеньевны на постановление заместителя директора департамента государственного жилищного надзора – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО4 № 336-09-1/22 от 14 марта 2022 года отменить.
Возвратить жалобу защитника директора АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» Гипнера Александра Викторовича по доверенности Шитовой Анны Евгеньевны на постановление заместителя директора департамента государственного жилищного надзора – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО4 № 336-09-1/22 от 14 марта 2022 года в Красноперекопский районный суд г. Ярославля на новое рассмотрение.
Судья О.И.Бисерова