УИД 76RS0010-2019-001511-71
Дело № 30-2-42\20
Р Е Ш Е Н И Е
13 февраля 2020 года гор. Ярославль
Судья Ярославского областного суда Преснов В.С., при секретаре Чистяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 30 августа 2019 года № 397\129 и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 06 ноября 2019 года, принятые в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,
Установил:
постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 30 августа 2019 года № 397\129, оставленным без изменения решением судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 06 ноября 2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Как указано в постановлении административное правонарушение выразилось в размещении на принадлежащих ФИО2 на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника «Устьевский» в районе <адрес>, опор ЛЭП, что является нарушением установленного режима и правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника.
В жалобе, поданной в областной суд, ФИО1 просит отменить постановление о назначении административного наказания и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области, производство по делу прекратить.
Доводы жалобы сводятся к недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, нарушениям процессуальных требований, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании областного суда ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал.
Защитник ФИО1 по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 18 апреля 2019г должностным лицом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 255\129, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ. Данный протокол был рассмотрен уполномоченным должностным лицом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и 30 апреля 2019г. вынесено постановление № 213\129 о назначении ФИО1 административного наказания по ст. 8.39 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Решением судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 04 июля 2019г. постановление № 213\129 от 30 апреля 2019г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в департамент окружающей среды и природопользования Ярославской области.
Основанием для отмены постановления послужило существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении № 255\129 от 18 апреля 2019г., так как судьей районного суда было установлено, что протокол был составлен с нарушением закона, так как ФИО1 не был извещен о времени и месте его составления, протокол расценен как недопустимое доказательство.
После поступления дела на новое рассмотрение должностное лицо департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 23 августа 2019г. составил новый протокол об административном правонарушении № 505\129 в отношении ФИО1 по ст. 8.39 КоАП РФ, который был рассмотрен должностным лицом департамента с вынесением 30 августа 2019г. постановления № 397\129 о назначении ФИО1 административного наказания по ст. 8.39 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Как следует из содержания протоколов об административных правонарушениях от 18 апреля 2019г. и 23 августа 2019г., постановлений о назначении административных наказаний от 30 апреля 2019г. и 30 августа 2019г. ФИО1 по обоим протоколам вменялось совершение одного и того же административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из указанных норм права следует, что недостатки протокола и материалов дела могут устраняться только в случае возвращения протокола в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Между тем мотивированного определения о возвращении протокола и других материалов должностному лицу, которое составило протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
В связи с этим пересоставление протокола 23 августа 2019г. является незаконным, так как данное процессуальное действие совершено без наличия к тому правовых оснований.
Выводы судьи районного суда о том, что не существует запрета на пересоставление протокола об административном правонарушении после возвращения дела на новое рассмотрение, являются ошибочными.
Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Данное дело было рассмотрено 30 апреля 2019г. по существу и прошло стадию обжалования, что исключает возможность как возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков, так и пересоставления протокола.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении от 23 августа 2019г. составлен с нарушением закона, в связи с чем является недопустимым доказательством и не мог быть использован при вынесении постановления по делу от 30 августа 2019 года.
Протокол об административном правонарушении от 18 апреля 2019г., как это следует из материалов дела и вступившего в законную силу решения судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 04 июля 2019г., составлен с нарушением закона, является недопустимым доказательством. Допущенные при составлении протокола об административном правонарушении от 18 апреля 2019г. нарушения являются существенными, так как повлекли невозможность реализации ФИО1 процессуальных прав.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. То есть протокол об административном правонарушении согласно ст. 26.2 КоАП РФ является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
Поэтому недопустимость протокола об административном правонарушении влечет прекращение производства по делу, так как такой протокол не имеет юридической силы, не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и быть взят в основу постановления о назначении административного наказания.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу актов, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской обалсти не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 30 августа 2019 года № 397\129 и решение судьи Ростовского районного суда Ярославской области от 06 ноября 2019 года, принятые в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья В.С. Преснов