ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-433/18 от 22.10.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-433\18

Р Е Ш Е Н И Е

гор. Ярославль 22 октября 2018г.

Судья Ярославского областного суда Преснов В.С., при секретаре Котовой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника мэрии города по доверенности ФИО1 на постановление главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работа по г. Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области ФИО2 от 23 мая 2018г. и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 14 августа 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении мэрии города Ярославля,

Установил:

Постановлением главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работа по г. Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области ФИО2 от 23 мая 2018г. мэрия города Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Как указано в постановлении, в период с 17 апреля 2018г. по 17 мая 2018г. в отношении мэрии города Ярославля проведена проверка исполнения органом местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при решении ими вопросов местного самоуправления, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, закрепленных за ними в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными нормативными правовым актами.

В ходе проверки выявлены нарушения:

- пункта 4 части 1 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», статей 62, 68 Федерального закона «Технический регламента о требованиях пожарной безопасности», п. 8 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 12 ст. 98 Устава города Ярославля с учетом требований разделов 4-10 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (СП 8.13130.2009) – не реализованы полномочия по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в части организации наружного противопожарного водоснабжения по устройству противопожарного водопровода (в том числе объединенного с хозяйственно-питьевым) с пожарными гидрантами на отдельных территориях г. Ярославля в планы, схемы и программы развития территорий; не разрабатываются и не реализуются меры пожарной безопасности, а именно действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, по выполнению требований пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований, предусмотренных законодательством; в нормативных актах по организации водоснабжения населения не отражены вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

- ст.ст. 19,21 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 7 ст. 77 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6 ст. 13 «Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п. 13 ст. 98 Устава города Ярославля – не реализаованы полномочия по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности при следовании пожарных подразделений к месту вызова на отдельных участках дорог местного значения г. Ярославля в планы, схемы и программы развития территорий; не разрабатываются и не реализуются меры пожарной безопасности, а именно действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, по выполнению требований пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований, предусмотренных законодательством; в нормативных актах по организации осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отражены вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

- п. 23 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 26 ст. 9, ст. 98 Устава города Ярославля - не проведены в соответствии с требованиями законодательства мероприятия по отделению участков леса защитной противопожарной минерализованной полосой (другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах) от объектов защиты, а именно: Яковлевский бор - от жилых домов и хозяйственных построек, расположенных на ул. Брикетной;

- ст.ст. 19,21 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 10 ч. 1 ст. 16, п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 16, 80(1), 487 Правил противопожарного режима в Российской Федерации – не реализованы полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа в части оповещения населения о пожаре, а именно звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации связанной с лесными пожарами на <адрес>, в паспорте населенного пункта отсутствуют сведения о наличии звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации, связанной с лесным пожаром; не реализованы полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа в части оповещения населения о пожаре, а именно звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации связанной с лесным пожаром; не разрабатываются и не реализуются меры пожарной безопасности, а именно созданная муниципальной системы оповещения и информирования населения города Ярославля не обеспечивает оповещение населения жилых домов и зданий, расположенных на ул. <адрес> о чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными пожарами;

-п. 80 (1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации – не представлена информация по источникам наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), в том числе достаточность предусмотренного для целей пожаротушения запаса воды на территории населенного пункта (кроме участков, граничащих с лесами); не представлена информация по наличию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планах (программах) развития территорий населенного пункта;

- п. 1 абзаца 2, абзаца 3 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - не определен нормативными правовыми актами мэрии города Ярославля порядок и условия для организации добровольной пожарной охраны;

- пункта 4 абзаца 2 и абзаца 3 статьи 19, статьи 30 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - не определен нормативными правовыми актами мэрии города Ярославля порядок установления особого противопожарного режима на территории города Ярославля;

- ст.ст. 19,21 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 26, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 65,66 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - не реализованы полномочия по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в части размещения взыровопожароопасных объектов на территории города Ярославля в планы, схемы и программы развития территории при подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Ярославля; не разрабатываются и не реализуются меры пожарной безопасности, а именно действий по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, по выполнению требований пожарной безопасности для населенных пунктов, предусмотренные законодательством при подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Ярославля.

Решением судьи Кировского районного суда города Ярославля от 14 августа 2018г. постановление о назначении административного наказания изменено, административное наказание в виде административного штрафа снижено до 75 000 руб., из объема вмененных нарушений исключено не соответствие требованиям законодательства:

- мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения при следовании пожарных подразделений к месту вызова;

- время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова к участкам города Ярославля: <адрес> ; -Генеральный план города Ярославля, утвержденный решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006г. № 226, не содержит описание положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов и не предусматривает мероприятия по запрету размещения на территории города Ярославля вновь проектируемых взрывопожароопасных объектов (выводы за границы городского округа существующих взрывопожароопасных объектов); не разработаны меры по защите людей, зданий и сооружений, находящихся за пределами территории взрывопожароопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и (или) взрыва.

В жалобе, поданной в областной суд, защитник просит отменить решение судьи Кировского районного суда города Ярославля, прекратив производство по делу ввиду малозначительности.

В обоснование жалобы указывается, что нарушения в части не проведения мероприятий по отделению участков леса защитной противопожарной минерализованной полосой (другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах) от объектов защиты, а именно: Яковлевский бор - от жилых домов и хозяйственных построек, расположенных на ул. Брикетной, оповещения населения города о пожаре, непринятия нормативных правовых актов по определению порядка и условий участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах материалами дела не доказаны. Остальные нарушения следует квалифицировать как малозначительные.

В судебном заседании защитник мэрии города Ярославля по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала, уточнив, что обжалуется, в том числе, и постановление о назначении административного наказания.

Представитель Главного управления МЧС по Ярославской области по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав указанных лиц, исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16, частями 6, 6.1, 7 ст. 20.4 КоАП РФ.

Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления относится установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Пунктом 5 статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

Мэрией города Ярославля в 2018г. приняты постановления № 635 от 26 апреля 2018г. «Об установлении особого противопожарного режима на территории города Ярославля», № 564 от 10 апреля 2018г. «О проведении на территории города Ярославля месячника по обеспечению первичных мер пожарной безопасности», № 529 от 25 апреля 2018г. «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в весенне-летний период 2018 года».

Из содержания указанных постановлений следует, что они приняты в целях реализации полномочий и обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, в том числе в период установленного особого противопожарного режима на территории города Ярославля.

В связи с этим оснований полагать, что мэрия города Ярославля не исполнила возложенные на нее обязанности по реализации полномочий по обеспечению пожарной безопасности, включая обязанности по установлению особого противопожарного режима, не имеется.

Утверждения юрисдикционного органа о том, что помимо принятых актов мэрия города Ярославля обязана принять отдельный муниципальный акт, содержащий основания и порядок установления особого противопожарного режима, являются необоснованными, так как вышеуказанные нормы права не содержат конкретный порядок реализации полномочий в указанной части, в связи с чем орган местного самоуправления вправе самостоятельно определять, какими муниципальными актами реализовывать свои полномочия.

Согласно абзацам первому, пятому части второй статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

Из буквального толкования указанной нормы не следует, что создание условий для обеспечения указанных первичных мер пожарной безопасности должно быть исполнено органом местного самоуправления путем принятия соответствующего нормативного акта.

Отсутствует требование об обязательности принятия нормативного акта по указанному вопросу и в иных положениях Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также в Уставе города Ярославля, на которые имеется ссылка в постановлении о назначении административного наказания.

На основании изложенного данные нарушения подлежит исключению из обжалуемых актов.

Остальные нарушения, которые судьей районного суда признаны доказанными, подтверждаются материалами дела. Выводы должностного лица и судьи районного суда о доказанности этих нарушений основаны на всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права, не содержат противоречий, в связи с чем оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Факт совершения административного правонарушения в части нарушений, которые не подлежат исключению из обвинения, подтверждается протоколом об административном правонарушении, материалами внеплановой выездной проверки и другими доказательствами, которым должностным лицом и судьей районного суда дана правильная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости и достоверности.

Доводы жалобы не опровергают выводы о виновности мэрии в совершении вмененного административного правонарушения.

В соответствии с п. 7 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Согласно п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390) на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Основанием для привлечения к административной ответственности за данное нарушение послужило то, что муниципальная система оповещения и информирования населения города не обеспечивает оповещение населения жилых домов и зданий расположенных на <адрес> о чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными пожарами.

Данное нарушение подтверждается актом проверки. Каких либо возражений по акту относительно данного нарушения представителем мэрии города Ярославля не было высказано. Дополнительные доказательства, опровергающие совершение этого нарушения, материалы дела не содержат.

Мэрией города Ярославля представлена информация от 15.03.2018г. № 06-02-05\528 адресованная главному государственному инспектору г. Ярославля по пожарному надзору.

Согласно этой информации в Заволжском районе города Ярославля установлено 10 оконечных устройств (громкоговорители и сирены) муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе о пожаре в лесном фонде, действие которых распространяется на расстоянии от 1,5 до 3 км. Ближайшие к ул. Брикетная находятся объекты системы оповещения на доме по <адрес>, и на здании областной больницы, по <адрес>, которые обеспечивают оповещение населения в указанных домах и ближайшие территории. Принятие дополнительных мер и установление дополнительных громкоговорящих устройств не требуется.

Аналогичные сведения содержатся в паспорте безопасности города Ярославля, подверженного угрозе лесных пожаров.

Между тем согласно акту проверки созданная муниципальная система оповещения населения на указанных улицах не обеспечивает оповещение населения о лесных пожарах, так как в паспорте отсутствуют сведения о наличии звуковой системы оповещения населения от чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами.

В соответствии с п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Неисполнение требований о создании защитной противопожарной минерализованной полосы мэрий города не оспаривается, подтверждается актом проверки.

При этом доводы мэрии города Ярославля о невозможности создания минерализованной полосы ввиду особенностей рельефа материалами дела не подтверждается, замечаний в этой части акт проверки не содержит.

Нарушения, которые признаны доказанными, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Субъектом правонарушения является мэрия города Ярославля как постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, на который статьей 98 Устава города Ярославля возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Правонарушение совершено мэрией города Ярославля виновно, так как у мэрии города Ярославля имелась возможность не допустить нарушение требований противопожарных норм в вышеописанном объеме, либо своевременно выявить данные нарушения и устранить. Без объективных к тому препятствий возложенные на мэрию города Ярославля обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности не были ею исполнены.

Оснований для признания деяния малозначительным не имеется. Правонарушение в вышеуказанном объеме имеет существенную опасность, поскольку подвергает риску жизнь и здоровье людей, а также сохранность имущества граждан и организаций в связи с возникновением лесных пожаров и не принятием достаточных мер мэрией города Ярославля по предупреждению распространения огня от лесных пожаров и оповещению населения о таком пожаре.

Административное наказание, определенное судьей районного суда, соответствует санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также требованиям 3.1, 3.4, 4.1 – 4.3 КоАП РФ.

Вопрос о привлечении мэрии города Ярославля к административной ответственности разрешен в пределах срока давности.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.

Процессуальных нарушений при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, влекущих отмену вынесенных по данному делу актов, не допущено.

На основании изложенного, прихожу к выводу об изменении обжалуемых постановления и решения в вышеуказанной части.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работа по г. Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области ФИО2 от 23 мая 2018г. и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 14 августа 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении мэрии города Ярославля изменить.

Исключить из объема вмененных мэрии города Ярославля нарушений требований пожарной безопасности следующие нарушения:

- нормативными правовыми актами мэрии города Ярославля не определен порядок и условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, что является нарушением абзаца второго и абзаца 3 части 2 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- нормативными правовыми актами мэрии города Ярославля не определен порядок и условия для организации добровольной пожарной охраны, что является нарушением абзаца второго и абзаца 3 части 2 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», части 9 статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- нормативными правовым актами мэрии города Ярославля не определены порядок установления особого противопожарного режима на территории города Ярославля, обстоятельства, послужившие основанием для введения на территории особого противопожарного режима, дополнительные требования по пожарной безопасности, устанавливаемые в период действия особого противопожарного режима, что является нарушением абзаца пятого части 2 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», части 5 статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В остальной части постановление главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работа по г. Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области ФИО2 от 23 мая 2018г. и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 14 августа 2018г. оставить без изменений.

Судья В.С. Преснов