ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-43/2024 от 29.01.2024 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Ратехина В.А. Дело №30-2-43/2024

(УИД 76RS0016-01-2023-005189-35)

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 29 января 2024 года

Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при секретаре Масловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника инспекции административно-технического надзора Ярославской области ФИО6 на решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 23 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 № 100-з «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1,

установил:

Постановлением начальника отдела административно-технического надзора №1 инспекции административно-технического надзора Ярославской области ФИО4 об административном правонарушении от 29.09.2023 №110-1059/23 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях», ему назначено административное наказание в виде штрафа 3000 руб.

Согласно постановлению должностного лица, 21.07.2023 в 14 часов 15 минут выявлен факт непроведения мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского, произрастающего на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, что является нарушением требованием пунктов 2.5.1, 3.1.7 Правил благоустройства Курбского сельского поселения, утвержденных решением муниципального совета Курбского сельского поселения от 27.12.2021. Собственником указанного земельного участка является ФИО2

Решением судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 23.11.2023 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Ярославский областной суд, начальник инспекции административно-технического надзора Ярославской области ФИО6 просит решение судьи районного суда отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на доказанность совершения административного правонарушения, указывает, что судьей районного суда необоснованно отклонены имеющиеся в деле доказательства, в том числе объяснения свидетеля ФИО10, фотоматериалы, в то же время, судьей приняты во внимание представленные ФИО1 фотоматериалы, акт, которые сделаны после вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 против удовлетворения жалобы возражал.

В судебном заседании представитель инспекции административно-технического надзора по Ярославской области ФИО7 доводы жалобы поддержала.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, а также материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за непроведение предусмотренных правилами благоустройства мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского, произрастающего на территории муниципального образования, если указанное деяние не является нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Решением муниципального совета Курбского сельского поселения от 27.12.2021 № 46 утверждены Правила благоустройства Курбского сельского поселения Ярославского района Ярославской области, которые устанавливают единые нормы и требования по благоустройству территории Курбского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, в том числе к внешнему облику поселения, по содержанию территорий поселения, включая санитарную уборку, по содержанию фасадов и кровель зданий, строений, сооружений, временных объектов, к их архитектурному облику, по порядку проведения земляных и ремонтно-строительных работ вне строительных площадок, по охране и содержанию зеленых насаждений, по порядку организации уличной торговли, по содержанию систем дренажей и ливневой канализации, по содержанию строительных площадок, по содержанию детских и спортивных площадок, по порядку содержания транспортных средств, по содержанию домашних животных, птиц и пчёл (п. 1.3 Правил благоустройства).

Требования Правил благоустройства распространяются на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, находящихся на территории поселения и обязательны для применения в пределах утвержденных границ поселения (п. 1.5 Правил благоустройства).

В соответствии с п. 2.5.1 и п. 3.1.7 Правил благоустройства правообладатели земельных участков осуществляют скашивание и уборку дикорастущей травы, корчевание и удаление дикорастущего кустарника, удаление борщевика Сосновского в границах указанных земельных участков, а также на прилегающей территории; собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите участков, придомовой и прилегающей территории от зарастания сорными растениями, в том числе борщевиком Сосновского.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Из материалов дела следует, что 02.08.2023 из Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в инспекцию административно-технического надзора Ярославской области поступила информация о том, что сотрудником Администрации Ярославского муниципального района при исполнении должностных обязанностей осмотрены земельные участки, в том числе, 21.07.2023 в 14.15 час. осмотрен и земельный участок с кадастровым номером , в результате осмотра установлено, что земельный участок засорен борщевиком Сосновского, собственником не проведены мероприятия по борьбе с борщевиком Сосновского.

Собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, является ФИО1

Земельный участок расположен на территории Курбского сельского поселения.

02.08.2023 консультантом отдела административного технического надзора № 2 инспекции административно-технического надзора взяты объяснения с ФИО10, являющейся сотрудником УГИЗО Администрации Ярославского муниципального района.

19.08.2023 консультантом отдела административно-технического надзора № 2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области ФИО8 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 надлежаще извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, на составление протокола не явился, копия протокола направлена в адрес ФИО1

Постановление по делу об административном правонарушении №110-1059/23 вынесено 29.08.2023 начальником отдела административно-технического надзора №1 инспекции административно-технического надзора ФИО9 в отсутствие ФИО1, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, судья районного суда исходил из того, что в представленных материалах не имеется достаточных доказательств, подтверждающих проведение осмотра земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО1, а также наличия борщевика Сосновского именно на указанном земельном участке, акт осмотра не составлялся, из представленной фотофиксации не усматривается, что борщевик произрастает именно на земельном участке с кадастровым номером , координаты границ земельного участка не указаны. При этом судьей районного суда приняты фотоматериалы представленные ФИО1, а также акт осмотра земельного участка представителями администрации Курбского сельского поселения Ярославского муниципального района от 01.09.2023, согласно которому порослей борщевика на земельном участке не выявлено.

Приведенные выше выводы судьи районного суда сделаны преждевременно, не учитывают следующее.

Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В нарушение приведенной нормы оценка всем имеющимся в деле доказательствам, которые положены в основу вывода должностного лица административного органа о наличии в действиях ФИО1 вмененного правонарушения, судьей районного суда не дана. В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ то обстоятельство, что сотрудником Администрации Ярославского муниципального района не был составлен акт осмотра земельного участка, а в представленном фотоматериале не содержатся сведения о координатах земельного участка, не может служить безусловным основанием для признания имеющихся в деле доказательств недостаточными. При этом судьей районного суда необоснованно не приняты во внимание информационное письмо Администрации Ярославского муниципального района от 02.08.2023, объяснения сотрудника УГИЗО Администрации Ярославского муниципального района ФИО10, которые не оценивались судьей районного суда на предмет их относимости, допустимости и достаточности.

В своих объяснениях ФИО10 указала, что ей проведено обследование земельного участка с кадастровым номером (21.07.2023 в 14.15 час.), установлено, что данный земельный участок, заросший борщевиком Сосновского, имеющего соцветия и высоту стебля в среднем 1,6 м, очаги борщевика имеются по всей территории земельного участка, признаки химической и механической обработки борщевика отсутствуют. К своим объяснениям ФИО10 представлен фотоснимок земельного участка. При наличии противоречий, неточностей ФИО10 могла быть вызвана в судебное заседание и допрошена в качестве свидетеля. Информация о том, каким образом сотрудниками Администрации Ярославского муниципального района были оформлены результаты обследования земельных участков от 21.07.2023, судом не запрашивалась. Кроме того, указывая на отсутствие сведений о координатах земельного участка с кадастровым номером , судьей районного суда не учтено, что в информационном письме Администрации Ярославского муниципального района, объяснениях ФИО10 приведены сведения об адресе данного объекта: <адрес>.

Принимая во внимание представленный ФИО1 акт обследования земельного участка от 01.09.2023, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером не выявлено порослей борщевика, и приложенные к нему фотоматериалы, судья районного суда не учел, что данный акт составлен уже после рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуального закона, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело. Изложенные в решении выводы сделаны в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ без учета всех обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела. При таких обстоятельствах судебное решение подлежит отмене.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вместе с тем, в настоящее время установленный статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях», истек.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда и дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, как и судья вышестоящего суда не вправе отменять решение судьи районного суда с оставлением в силе постановления должностного лица, поскольку это повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу судебное решение признано незаконным, а возвращение дела на новое рассмотрение в суд невозможно, постановление должностного лица административного органа о привлечении ФИО1 к административной ответственности также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение последнего. При этом, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление начальника отдела административно-технического надзора №1 инспекции административно-технического надзора Ярославской области ФИО4 об административном правонарушении от 29 сентября 2023 года №110-1059/23, решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 23 ноября 2023 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 25.12 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 года №100-з «Об административном правонарушении», отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.И. Бисерова