Дело № 30-2-440/2016
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 27 июля 2016 года
Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Воробьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области ФИО2 № от 29 марта 2016 года, решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением заместителя начальника управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области ФИО2 № от 29 марта 2016 года заместитель председателя единой комиссии ГБУЗ ЯО «Городская больница № им. Н.И. Пирогова» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Как следует из постановления, правонарушение выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являясь членом единой комиссии (заместителем председателя единой комиссии), подписывая протокол подведения итогов электронного аукциона, признала победителем электронного аукциона ООО «Медтехсервис», учредителем которого являлся её супруг ФИО3 Тем самым, совершив признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований п.п. 1,2 ч.6 ст.69 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 мая 2016 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в областной суд, ФИО1 просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании областного суда участия не принимали.
Представители Управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области ФИО4, ФИО5 поддержали письменный отзыв, представленный в материалы дела, в котором просили в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.
Заслушав представителей Управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области ФИО4, ФИО5, исследовав материалы дела об административном правонарушении, полагаю следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела по контролю в сфере закупок управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области ФИО6 вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, предусмотренном ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении заместителя председателя единой комиссии ГБУЗ ЯО «Городская больница № им. Н.И. Пирогова» ФИО1
Определением от ДД.ММ.ГГГГг. срок административного расследования был продлен на один месяц.
ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела по контролю в сфере закупок управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области ФИО6 составлен протокол № об административном правонарушении по факту совершения заместителем председателя единой комиссии ГБУЗ ЯО «Городская больница № им. Н.И. Пирогова» ФИО1 административного правонарушения по ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя начальника управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области ФИО2 № заместитель председателя единой комиссии ГБУЗ ЯО «Городская больница № им. Н.И. Пирогова» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя начальника управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу.
Основанием для отмены постановления послужило то, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением закона, так как ФИО1 не была извещена о времени и месте его составления, протокол расценен как недопустимое доказательство.
После поступления дела в Управление по противодействию коррупции Правительства Ярославской области для нового рассмотрения должностное лицо, правомочное составлять протокол об административном правонарушении, составило новый протокол об административном правоотношении № от ДД.ММ.ГГГГ. После этого дело рассмотрено заместителем начальника управления по противодействию коррупции и постановлением от 29 марта 2016 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Как следует из постановления от 29.03.2016г., был рассмотрен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из указанных норм права следует, что недостатки протокола и материалов дела могут устраняться только в случае возвращения протокола в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Между тем, должностное лицо, правомочное рассматривать дело об административном правонарушении, не выносило мотивированного определения о возвращении протокола и других материалов должностному лицу, которое составило протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела.
В связи с этим пересоставление протокола ДД.ММ.ГГГГг. является незаконным, так как данное процессуальное действие совершено без наличия к тому правовых оснований.
Кроме того, исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5), возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Данное дело было принято заместителем начальника управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области к производству, более того, рассмотрено по существу и прошло стадию обжалования, что исключает возможность как возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков, так и пересоставление протокола.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. составлен с нарушением закона и не мог быть использован при вынесении постановления по делу от 29 марта 2016 года.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг., как это следует из материалов дела и вступившего в законную силу решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг., также составлен с нарушением закона. Допущенные при составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ нарушения являются существенными, так как повлекли невозможность реализации ФИО1 процессуальных прав.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. То есть протокол об административном правонарушении согласно ст. 26.2 КоАП РФ является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
Поэтому недопустимость протокола об административном правонарушении влечет прекращение производства по делу, так как такой протокол не имеет юридической силы, не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и быть взят в основу постановления о назначении административного наказания.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу актов, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания и решение судьи Рыбинского городского суда не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
постановление заместителя начальника управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ от 29 марта 2016 года, решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
Судья В.С. Преснов