ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-456/18 от 16.10.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-456/2018

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 16 октября 2018 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора Департамента строительства Ярославской области на решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 4 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента Общества с ограниченной ответственностью «Титан» Смирнова Николая Ивановича,

установила:

27 февраля 2018 года заместителем прокурора Ярославского района Ярославской области в отношении президента ООО «Титан» Смирнова Н.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует: ООО «Титан» является застройщиком многоквартирных домов <адрес>

По состоянию на 20 февраля 2018 года в нарушение части 1 статьи 3.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), в редакции данного Закона, действующей по 30 июня 2018 года, у ООО «Титан» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат ООО «Титан» (официальный сайт застройщика).

Информация о деятельности застройщика размещена на сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»: www.76m2.ru.

Однако, на данном сайте размещена информация не о самом застройщике, а о нескольких объектах застройки <адрес> осуществляемой ООО «Титан». Кроме того, на указанном сайте размещается информация о деятельности и других застройщиков.

На указанном сайте застройщиком не размещено разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении строения № 44, которое по данным сайта сдано.

Не размещено также ни одного аудиторского заключения за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности; документы, подтверждающие права застройщика на земельные участки; проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости; договоры страхования гражданской ответственности застройщика либо поручительство банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору.

Проектная декларация по строению 43 недоступна.

Таким образом, требование закона, согласно которому застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации о своей деятельности посредством создания и ведения в информационно – телекоммуникационной сети Интернет сайта, не исполнено. Застройщик должен создать и вести свой официальный сайт, а не использовать уже созданные сервисы, подменяя, тем самым, свою обязанность, не запрещенной возможностью размещать данные об объектах строительства. Однако наличие сведений об объектах застройки на сторонних сайтах не является основанием не соблюдать установленные законом нормы.

Единоличны исполнительным органом ООО «Титан» является его президент Смирнов Н.И.

Смирновым Н.И. не обеспечено исполнение ООО «Титан» требований статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ, что выразилось в непредставлении полной информации, размещение которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Таким образом, в действиях Смирнова Н.И. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Постановлением заместителя директора Департамента строительства Ярославской области от 16 марта 2018 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Смирнова Н.В. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

При вынесении постановления должностное лицо административного органа исходил из следующего: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в вину Смирнову Н.В. вменяется несоздание официального сайта застройщика в сети Интернет, а также неразмещение на нем информации, предусмотренной частью 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ.

Вместе с тем, требования статьи 3.1 указанного Федерального закона распространяются на тех застройщиков, которыми первый договор участия в долевом строительстве заключен после 1 января 2017 года. ООО «Титан» к таким застройщикам не относится. Следовательно, обязанности по созданию указанного сайта и размещению на нем информации в соответствии с требованиями статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ у него нет.

Часть 2 статьи 14.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за

- опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию,

- предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,

- нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

В вину Смирнову Н.В. не вменяется размещение проектной декларации, содержащей неполную или недостоверную информацию, а также нарушение сроков опубликования или размещения проектной декларации и изменений в нее.

В свою очередь представление ООО «Титан» неполной или недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по делу не доказано.

Следовательно, отсутствует событие административного правонарушения. Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решением судьи Кировского районного суда города Ярославля от 4 сентября 2018 года постановление заместителя директора Департамента строительства Ярославской области от 16 марта 2018 года по протесту прокурора Ярославского района Ярославской области отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу Департамента строительства Ярославской области.

При вынесении решения по протесту судья районного суда исходила из того, что выводы должностного лица Департамента строительства Ярославской области об отсутствии у ООО «Титан» обязанности создания официального сайта и размещения на нем информации, размещение которой предусмотрено частью 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего данные правоотношения.

Частью 3 статьи 25 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) в редакции данного закона, действовавшей до 30 июня 2018 года, на застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 января 2018 года, возлагалась обязанность по исполнению, помимо прочего, требований части 1, пунктов 2, 7 части 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ.

К данным застройщикам относится ООО «Титан». Следовательно, обязанность по созданию сайта и размещению на нем информации в соответствии с частью 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ у него имеется.

Судья районного суда указала также на то, что выводы должностного лица в постановлении противоречивы и непоследовательны: приводя в мотивированной части постановления выводы об отсутствии в действиях Смирнова Н.В. состава административного правонарушения, в связи с тем, что он субъектом данного административного правонарушения не является, должностное лицо Департамента постановил прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Кроме того, судья привела в решении доводы о том, что в нарушение требований статьи 26.11 КоАП РФ оценка доказательств по делу должностным лицом Департамента не производилась.

На решение судьи принесена жалоба заместителем директора Департамента строительства Ярославской области Бараташвили Д.Т. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 4 сентября 2018 года.

Доводы жалобы сводятся к законности вынесенного должностным лицом постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представители Департамента строительства Ярославской области Никитина И.С. и Соколова Ю.В. жалобу поддержали.

Смирнов Н.И., прокурор в судебное заседание не явились.

Заслушав представителей административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующему:

Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.

Статьей 20 указанного Федерального закона определен объем информации о застройщике, подлежащий включению в проектную декларацию, а также подлежащую представлению для ознакомления любому обратившемуся лицу.

Из материалов дела следует, что нарушение требований статьей 19 и 20 Федерального закона № 214-ФЗ, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в вину Смирнову Н.В. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не вменялось.С 1 января 2017 года вступили в действие изменения в Федеральный закон № 214-ФЗ, в том числе в части дополнения данного закона статьей 3.1, согласно которой, в редакции данной нормы, действовавшей до 30 июня 2018 года, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации о своей деятельности посредством создания и ведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайта, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат такому застройщику (далее - официальный сайт застройщика).

Частью 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ определен объем подлежащей размещению информации.

Согласно части 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона информация, указанная в части 2 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте застройщика в течение пяти рабочих дней после дня получения заключения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона. Фотографии, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте застройщика ежемесячно.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 19 Федерального Закона № 214-ФЗ, вступившими в действие с 1 января 2017 года, проектная декларация до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости направляется застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации выдает застройщику заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, или отказ в выдаче такого заключения.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым часть 2 статьи 19 Федерального закона № 214 – ФЗ изложена в приведенной редакции, а часть 2.1 статьи 19 указанного Закона введена впервые, вступил в силу с 1 января 2017 года.

Из совокупного толкования приведенных норм Федерального закона № 214-ФЗ следует, что обязанность по созданию официального сайта и размещения на нем информации в объеме, определенном частью 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ, возникает у застройщика, заключившего первый договор долевого участия в строительстве после 1 января 2017 года, так как обязанность разместить данную информацию возникает у застройщика после получения им заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, обязательность получения которого установлена законом с 1 января 2017 года.

Поскольку по делу установлено, что застройщиком ООО «Титан» первые договоры долевого участия в строительстве заключены до указанной даты, обязанности по получению им заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона у ООО «Титан» отсутствует, требования статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ на него не распространяются. Обязанность по опубликованию проектной декларации, в том числе сведений о застройщике, регулируется в отношении данного лица статьями 19 и 20 Федерального закона № 214-ФЗ.

Ссылка судьи на положения Федерального закона № 218-ФЗ необоснованна, поскольку указанным Федеральным законом, помимо прочего, определен иной порядок раскрытия информации застройщиком, а именно путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства.

Необходимость применения части 1, пунктов 2, 7 части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 218-ФЗ, установлена частью 3 статьи 25 указанного Федерального закона для тех застройщиков, у которых возникла обязанность по созданию официального сайта, то есть заключивших первый договор долевого участия в строительстве после 1 января 2017 года и получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 года.

По изложенным выше основаниям ООО «Титан» к таким застройщикам не относится.

В связи с изложенным, полагаю, что прекращение заместителем директора Департамента строительства Ярославской области производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения является правильным, соответствующим обстоятельствам дела и нормам материального закона, подлежащего применению.

Отмечаю также, что решение судьи по протесту на постановление требованиям части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не соответствует. Согласно данной норме отмена постановления по делу об административном правонарушении, которым производство по делу прекращено, возможна только при наличии существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело об административном правонарушении.

Таких нарушений процессуальных норм должностным лицом административного органа не допущено.

Из постановления о прекращении производства по делу следует, что заместитель директора Департамента строительства Ярославской области выводов о том, что Смирнов Н.И. не является субъектом административного правонарушения не делал. Постановление содержит вывод о том, что он не является субъектом, на которого распространяются требования Федерального закона № 214-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2017 года, а следовательно, событие административного правонарушения отсутствует.

Таким образом, каких – либо противоречий в части оснований прекращения производства по делу постановление не содержит.

Также необоснован вывод судьи о том, что должностным лицом не были оценены собранные по делу доказательства. По приведенным выше основаниям выводы должностного лица в постановлении обоснованы как нормами материального права, так и фактическими обстоятельствами дела, которые установлены на основании исследования и оценки доказательств, имеющихся в деле.

Таким образом, выводы судьи районного суда о нарушении должностным лицом процессуальных требований при вынесении постановления необоснованны.

В то же время, приводя в решении по протесту выводы о том, что у ООО «Титан» обязанность выполнить требования частей 1 и 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ имеется, судья указала, что должностным лицом неверно применены нормы материального права. Однако, данное нарушение основанием к отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении являться не может и, более того, ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 4 сентября 2018 года является незаконным и подлежит отмене.

Учитывая, что постановлением заместителя директора Департамента строительства Ярославской области от 16 марта 2018 года производство по делу об административном правонарушении прекращено, оставление данного акта без изменений, без направления протеста прокурора на новое рассмотрение судье районного суда, положениям части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не противоречит.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 4 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента Общества с ограниченной ответственностью «Титан» Смирнова Николая Ивановича отменить.

Постановление заместителя директора Департамента строительства Ярославской области от 16 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента Общества с ограниченной ответственностью «Титан» Смирнова Николая Ивановича оставить без изменений.

Судья Е.Ю. Щеголькова