ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-456/2022 от 16.08.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0015-01-2022-001237-94

Дело № 30-2-456/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 16 августа 2022 года

Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шитовой Анны Евгеньевны, действующей на основании доверенности в интересах директора АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» на постановление заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО1 № 1327-12-7/21 от 8 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 22 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» Полякова Сергея Геннадьевича,

установил:

Постановлением заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО1 № 1327-12-7/21 от 08.12.2021 директор АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» Поляков С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа 25000 рублей.

Правонарушение выразилось в следующем.

В ходе внеплановой выездной проверки с 29.04.2021 по 30.04.2021 установлено, что Поляков С.Г. как должностное лицо – директор АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» (г. Ярославль, ул. Менжинского, д. 10а), допустил нарушение требований части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, подпунктов «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, пунктов 4.3.1, 4.4.1, 4.4.2, 4.10.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, подпунктов «а», «б», «г» пункта 10, подпунктов «а», «в», «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а именно: допустил разрушение, повреждение полов и перекрытий в жилых помещениях №3, 4 многоквартирного дома по адресу: , а также оседания в местах примыкания к стенам и перегородкам дома.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 22.06.2022 указанное постановление должностного лица в отношении директора АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» Полякова С.Г. оставлено без изменения, а жалоба защитника Шитовой А.Е. – без удовлетворения.

В поданной в Ярославский областной суд жалобе защитник Шитова А.Е. не соглашается с постановлением заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО1 № 1327-12-7/21 от 08.12.2021 и решением судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 22.06.2022, просит данные акты отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Нарушения при содержании имущества, вменяемые должностному лицу, не относятся к зоне ответственности АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района», а являются зоной ответственности собственников жилых помещений. Также в жалобе указано, что обстоятельства совершенного правонарушения свидетельствуют о его малозначительности.

Поляков С.Г. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд защитника по доверенности Колоскову А.М., которая жалобу поддержала, просила требования удовлетворить. Дала пояснения по тексту жалобы.

Представитель департамента государственного жилищного надзора Ярославской области по доверенности ФИО2 против удовлетворения жалобы возражал, полагая обжалуемые постановления должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными.

Дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав участвующих в деле лиц, проверив доводы жалобы, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 51 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу требований пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее Правила № 491) в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) и т.д.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «г» пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно подпунктам «а», «в», «з» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, з) текущий ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Пунктом 11(1) Правил № 491 определено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения (далее Минимальный перечень работ и услуг от 03.04.2012 №290).

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее Правила от 27.09.2003 №170).

Из материалов дела следует, что АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 076-000010 от 21.04.2015.

01.01.2008 между собственниками помещений многоквартирного дома адресу: , и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» заключен договор №1-163 управления указанным многоквартирным домом, в соответствии с которым Общество приняло на себя полномочия по управлению домом за счет средств собственников в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в доме жилищных и коммунальных услуг, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего долевого имущества.

Таким образом, являясь управляющей организацией, имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе, , АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с нормами права, регулирующими данные правоотношения.

В рамках государственного лицензионного контроля, с целью проверки доводов в обращении ФИО3, проживающей по адресу: , на основании приказа директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 26.04.2021 №2113-12-2/21 в отношении АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: .

По итогам проверки составлен акт №2113-12-2/21 от 30.04.2021, согласно которому выявлены нарушения лицензионных требований в отношении указанного дома, а именно: разрушение, повреждение полов и перекрытий в жилых помещениях №3,4 многоквартирного дома по адресу: , а также оседания в местах примыкания к стенам и перегородкам дома.

Наличие выявленных нарушений фактически не оспаривается заявителем жалобы.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Субъектом данного административного правонарушения является Поляков С.Г. – директор АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района», к должностным обязанностям которого относится обеспечение исполнения данной организацией лицензионных требований.

Совершение Поляковым С.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: обращениями Фильцовой В.В., протоколом №2113-12-2/21-Д от 25.10.2021 об административном правонарушении, договором управления многоквартирным домом №1-163 от 01.01.2008 с приложениями, приказом от 26.04.2021 №2113-12-2/21 о проведении внеплановой выездной проверки, актом осмотра жилого дома (жилого помещения) №2113-12-2/21-1 от 29.04.2021, актом проверки №2113-12-2/21 от 30.04.2021, предписанием №2113-12-2/21-1 от 30.04.2021, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.05.2021, фотоматериалами и иными материалами дела.

Имеющиеся в деле доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, а в целом являются достаточными для вывода о доказанности вины директора АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» Полякова С.Г. в совершении вмененного правонарушения. Должностным лицом, вынесшим постановление, и судьей районного суда всем доказательствам дана правильная оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки доказательств не усматривается.

Отклоняя доводы жалобы о том, что выявленные нарушения при содержании имущества не находятся в зоне эксплуатационной ответственности управляющей компании, судья районного суда обоснованно исходил из того, что выявленные нарушения могут быть устранены только путем замены перекрытий, которые являются общим имуществом собственников.

Правилами № 491 к общему имуществу многоквартирного дома отнесены в том числе: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты. В соответствии с договором управления многоквартирным домом №1-163 от 01.01.2008 (Приложение №1) в состав общего имущества входят ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты (подпункт «в» пункта 1). Факт нахождения поврежденных плит перекрытий в помещении не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку пункт 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ предусматривает его местоположение как внутри, так и за пределами помещения.

Исходя из объяснений представителя департамента государственного жилищного надзора Ярославской области, перекрытия в доме являются общедомовым имуществом, что следует из конструкции здания; перекрытия первого и второго этажа находятся в ненадлежащем состоянии, повреждение полов в жилых помещениях обусловлено разрушением перекрытий, их оседанием в местах примыкания к стенам и перегородкам.

На основании изложенного, полагаю, что выводы должностного лица органа государственного жилищного надзора и судьи районного суда о наличии в действиях (бездействии) Полякова С.Г., состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, являются верными.

Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные данным же Кодексом процессуальные требования.

Оснований для признания правонарушения малозначительным, учитывая его характер и общественную опасность, не имеется.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Невыполнение требований лицензионного законодательства при управлении многоквартирными домами влечет нарушение прав жильцов многоквартирного дома на благоприятные условия проживания, свидетельствует об отсутствии контроля за качеством предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий их предоставления. Кроме того состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ является формальным, в связи с чем отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности противоправного деяния.

Принятие мер, направленных на устранение допущенных нарушений в период после возбуждения дела об административном правонарушении, не является основанием для освобождения Полякова С.Г. от административной ответственности. Данное обстоятельство учтено при назначении Полякову С.Г. административного наказания.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения должного лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Административное наказание назначено Полякову С.Г. ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Правила назначения наказания, предусмотренные статьями 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ, соблюдены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, должностным лицом и судьей районного суда не допущено. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. При рассмотрении жалобы судьей районного суда нормы главы 30 КоАП РФ соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственного жилищного инспектора Ярославской области ФИО1 № 1327-12-7/21 от 8 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 22 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора АО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» Полякова Сергея Геннадьевича оставить без изменения, а жалобу защитника Шитовой Анны Евгеньевны – без удовлетворения.

Судья И.Г. Сингатулина