Дело № 30-2-470\19
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 07 ноября 2019 года
Судья Ярославского областного суда Преснов В.С., при секретаре Амелиной Я.Г.,, рассмотрев жалобу и дополнение к жалобе ООО «Якорь Плюс» на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 19 декабря 2018 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении
ООО «Якорь Плюс», юридический адрес:
<адрес>,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 19 декабря 2018 года № 512/053 ООО «Якорь Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Из постановления следует, что по результатам административного расследования, проведенного на основании определения от 23 июля 2018 года № 65/053 в отношении ООО «Якорь Плюс», Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области установлено, что ООО «Якорь Плюс» на основании договора аренды с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительными соглашениями, является арендаторами нежилого здания (лит. А, А1, А2) по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв. №, используемого для организации предприятия общественного питания и развлечений (ресторан «Якорь»). Общество осуществляет деятельность на особо охраняемой природной территории – памятник природы «Парк в пойме р. Которосль», которая не соответствует целям создания памятника природы (сохранение городского парка, сохранение природных комплексов и ландшафтов, объектов растительного и животного мира, культурно-исторических объектов на территории парка) без выделения зоны ограниченного хозяйственного использования в составе памятника природы с установленным для них особым правовым режимом). Деятельность ООО «Якорь Плюс» по эксплуатации ресторана может повлечь нарушение сохранности памятника природы «Парк в пойме р. Которосль», нарушает режим охраны памятника природы, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 апреля 2019 года постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 19 декабря 2018 года № 512/053 изменено, размер административного штрафа на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ снижен до 150 000 руб.
В жалобе и дополнении к жалобе ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда с прекращением производства по делу. Автор жалобы и дополнения к жалобе ссылается на процессуальные нарушения, допущенные при привлечении организации к административной ответственности, указывает на то, что постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом.
В судебном заседании областного суда защитник ООО «Якорь Плюс» по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Как было установлено должностным лицом и судьей районного суда, ООО «Якорь Плюс» на территории памятника природы «Парк в пойме р. Которосль» осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации кафе «Якорь».
Памятник природы «Парк в пойме реки Которосль» создан решением малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27 мая 1993 года № 118 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области и функционирует в соответствии с постановлением Правительства области от 1 июля 2010 № 460-п «Об утверждении особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» и Положением о памятнике природы «Парк в пойме р.Которосль», утв. Постановлением Правительства области от 19 сентября 2013 № 1266-п.
Согласно п. 14.1 Положения о памятнике природы «Парк в пойме р.Которосль», утв. Постановлением Правительства области от 19 сентября 2013 № 1266-п, запрещаются любые виды деятельности, рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности памятника природы, а также противоречащие задачам объявления данного комплекса памятником природы.
В соответствии с п. 3.3 Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области от 27 сентября 2012 года № 981-п, решение об изменении границ, выделении зон ограниченного хозяйственного использования, зонирования ООПТ, реорганизации и упразднения ООПТ принимается Правительством области при наличии соответствующего экологического, финансово-экономического, правового обоснования и при положительном заключении государственной экологической экспертизы на проект соответствующего постановления Правительства области.
В силу п. 3.4 указанного Порядка инициатором изменения границ, зонирования ООПТ, выделения зон ограниченного хозяйственного использования, реорганизации либо упразднения ООПТ могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципального образования области, физические или юридические лица.
Согласно приведенным нормам, с момента включения земельного участка, на котором расположено кафе «Якорь», в границы памятника природы «Парк в пойме р. Которосль», эксплуатация кафе была возможна только при условии выделения зоны ограниченного хозяйственного использования. Вместе с тем, как следует из материалов дела, и не оспаривалась участниками производства по делу об административном правонарушении, зона ограниченного хозяйственного использования для осуществления деятельности по эксплуатации кафе «Якорь» не выделялась, и ООО «Якорь Плюс» за выделением такой зоны в Правительство Ярославской области не обращалось.
При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что ООО «Якорь Плюс» осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации кафе «Якорь» на территории памятника природы «парк в пойме р. Которосль» с нарушением требований п. 4 ст. 95 ЗК РФ, ст.ст. 15, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 15, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п. 1.7, 1.8, Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области от 27 сентября 2012 года № 981-п, п. 14.1 Положения о памятнике природы «Парк в пойме р. Которосль», утв. Постановлением Правительства области от 19 сентября 2013 года № 1266-п, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Якорь Плюс» вмененного административного правонарушения, виновность в его совершении установлены на основании собранных по делу доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В обоснование жалобы также указано, что арендатором земельного участка является иное лицо, земельный участок имеет вид разрешенного использования для эксплуатации кафе и передавался в аренду для эксплуатации кафе, при сдаче земельного участка в аренду до сведения арендатора не было доведено, что на участке отсутствуют природные и историко-культурные памятники.
Как указано выше, Памятник природы «Парк в пойме реки Которосль» создан в 1993 году, то есть до заключения договора аренды. Осуществление предпринимательской деятельности предполагает неукоснительное соблюдение всех предписаний норм права. На указанном земельном участке эксплуатацию кафе осуществляет ООО «Якорь Плюс», вследствие чего данное юридическое лицо несет ответственность за несоблюдение требований экологического и природоохранного законодательства при эксплуатации кафе. В связи с этим указанные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для отмены обжалуемых постановления и решения.
Довод, содержащийся в дополнении к жалобе, о том, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено неуполномоченным должностным лицом, основан на неверном толковании закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе ст. 8.39 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор.
Исходя из положений ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуют и осуществляют региональный экологической надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору.
В соответствии с п\п «а» пункта 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014г. № 426, федеральный экологический надзор осуществляется на особо охраняемых территориях федерального значения.
Памятник природы «Парк в пойме р. Которосль» имеет региональное значение, в связи с чем департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, как уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области в области охраны окружающей среды, в данном случае вправе осуществлять региональный государственный экологический контроль.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом, старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 в пределах предоставленных ей полномочий рассмотрела дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, и вынесла постановление о привлечении ООО «Якорь Плюс» к административной ответственности.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей назначено ООО «Якорь Плюс» в соответствии с требованиями ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, а также ст. 4.1.1 КоАП РФ, не установлено.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления о привлечении к административной ответственности и решения судьи районного суда, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 19 декабря 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 апреля 2019 года, принятые в отношении ООО «Якорь Плюс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу и дополнение к жалобе ООО «Якорь Плюс» - без удовлетворения.
Судья Ярославского
областного суда В.С. Преснов