ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-480/2022 от 12.09.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №30-2-480/2022

УИД 76RS0024-01-2022-001454-33

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 12 сентября 2022 года

Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 30 июня 2022 года и постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО4 №076/04/7.30-193/2022 от 30 марта 2022 года, принятые в отношении должностного лица – члена аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО4 по делу об административном правонарушении №076/04/7.30-193/2022 от 30.03.2022, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 30.06.2022, должностное лицо – член аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Из постановления следует, что ФИО1, являясь членом аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области, допустила нарушение требований пункта 2 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в неправомерном отклонении заявки ФИО18 на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку ноутбуков для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение №017100001922000021).

ФИО1 обратилась в Ярославский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО4 №076/04/7.30-193/2022 от 30.03.2022 и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 30.06.2022, производство по делу об административном правонарушении прекратить, приводя доводы о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Кроме того, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, направила защитника по доверенности (л.д.48) ФИО12, которая жалобу поддержала. Дала объяснения по тексту жалобы.

В судебном заседании 31.08.2022 ФИО1 участвовала, заявленные требования поддержала, просила жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле об административном правонарушении, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Ранее в судебном заседании 31.08.2022 представитель Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области по доверенности ФИО13 участвовала, против удовлетворения жалобы возражала, полагая обжалуемые акты законными и обоснованными.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, допросив в качестве свидетеля ФИО19, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, административное дело №77А-22, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:

а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);

в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Указанные документы не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (в соответствии с пунктом 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (электронный документ к извещению об осуществлении закупки).

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

На основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п. п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

По делу установлено и подтверждается материалами дела, что извещением № 017100001922000021 о проведении электронного аукциона в отношении участников закупки установлены дополнительные требования об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта.

Протокол подведения итогов электронного аукциона размещен в единой информационной системе 21.02.2022 в 19.41 час. и содержит информацию об отклонении заявки с идентификационным номером 58 - ФИО2.

Согласно приложению к протоколу подведения итогов (№ извещения 017100001922000021) от 21.02.2022 заявка участника закупки с идентификационным номером 58 - ФИО3 отклонена с обоснованием принятого решения.

Указано, что оператором электронной площадки направлены следующие информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»:

Реестровые записи:

2667409958021000013 (Номер реестровой записи в предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реестре контрактов, заключенных заказчиками, или в предусмотренном Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» реестре договоров, заключенных заказчиками в случае осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме и исполнения участником закупки контракта или договора, информация о которых включена в установленном порядке в такие реестры))

2667409958021000013 (Выписка из предусмотренного Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр))

2667409958021000013 (Исполненный контракт, заключенный в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также акт (акты) приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий (подтверждающие) цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в случае исполнения участником закупки контракта или договора, информация о которых не подлежит в установленном порядке включению в предусмотренный Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реестр контрактов, заключенных заказчиками, в предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» реестр договоров, заключенных заказчиками)).

По состоянию на дату направления заказчику оператором электронной площадки указанной информации, в реестре контрактов, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указанный участником закупки номер реестровой записи содержится в реестре контрактов. При этом, в соответствии с информацией содержащейся в указанном реестре по данному контракту имеется информация (требование об уплате неустойки №771 от 18.11.2021 в размере 2148520,49 рублей; требование об уплате неустойки №671 от 12.10.2021 в размере 2186406,74 рублей) о начисленной, но не уплаченной участником неустойке (штрафе, пени)».

Согласно части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.

Субъектом административного правонарушения являются должностные лица.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом департамента государственного заказа Ярославской области от 17.01.2022 №17 утверждено положение о комиссии по осуществлению закупок.

Приказом департамента государственного заказа Ярославской области от 01.02.2022 №27 образована комиссия по осуществлению закупки и утвержден ее состав: председатель комиссии ФИО20; члены комиссии ФИО1, ФИО21, ФИО22; секретарь комиссии ФИО19

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, послужило неправомерное отклонение заявки ФИО7

При этом должностное лицо, с выводами которого согласился судья районного суда, исходил из того, что по состоянию на дату подведения итогов - 21.02.2022 аукционная комиссия уполномоченного органа обладала сведениями об исполнении участником закупки - ФИО5 (идентификационный номер заявки/участника 58), представившего в качестве подтверждения требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, указанную выше реестровую запись контракта, требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) по такому контракту, а, соответственно, такой участник соответствовал требованиям, установленным в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Обратившись к указанному участником закупки номеру реестровой записи (2667409958021000013), должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области установило, что под данной реестровой записью содержится информация о государственном контракте № 0162200011821000595 от 30.06.2021 на поставку оборудования, заключенном между ФИО6 (поставщик) и ГКУ Свердловской области «Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области» (заказчик) (цена контракта составляет (326 979 584,91 рублей). В соответствии с информацией, содержащейся в указанном реестре по данному контракту, требование об уплате неустойки №771 от 18.11.2021 в размере 2148520,49 рублей оплачено платежным поручением №2769 от 09.12.2021, требование об уплате неустойки №671 от 12.10.2021 в размере 2186406,74 рублей оплачено платежным поручением №2579 от 25.11.2021. Последние изменения в данную реестровую запись вносились 18.02.2022 15:18 (МСК).

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из аукционной документации (извещение №017100001922000021) следует, что дата и время окончания срока подачи заявок 17.02.2022 07.00 час.

Заявка участников электронного аукциона, в том числе заявка ООО «Торговый дом «Просвещение - Регион» (идентификационный номер заявки/участника 58) направлена оператором электронной площадки заказчику 17.02.2022. В 09.43 час. заявки стали доступны членам комиссии, в том числе ФИО1

Исходя из объяснений ФИО1, данных в ходе производства по делу об административном правонарушении, на день рассмотрения поступивших заявок и принятия решения по ним, в том числе в отношении участника закупки - ФИО8 (идентификационный номер 58) -17.02.2022, в Единой информационной системе в сфере закупок имелась информация о наличии у ФИО9 неуплаченной неустойки (штрафа, пени) по государственному контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В подтверждение данному обстоятельству ФИО1 представлены сведения об исполнении (расторжении) контракта по реестровой записи 2667409958021000013 от 19.11.2021, где в разделе 5 по требованию об уплате неустойки от 18.11.2021 в размере 2 148 520,49 рублей сведения о документах, подтверждающих оплату неустойки (штрафа, пени), отсутствуют.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО19 подтвердила факт принятия решения по заявке ФИО10 всеми членами комиссии по осуществлению закупок, в том числе ФИО1, 17.02.2022. Дополнительно свидетель сообщила, что 18.02.2022 ею распечатаны сведения из Единой информационной системы в сфере закупок по реестровой записи 2667409958021000013 относительно исполнения (расторжения) контракта от 19.11.2021, действующей редакции (л.д.42-43), в которой сведения о выполнении Обществом требования об уплате неустойки в размере 2 148 520,49 рублей отсутствовали.

Оснований для критической оценки показаний свидетеля ФИО19 не имеется. Ее показания последовательны, не противоречат материалам дела.

Из изложенного следует, что размещение 18.02.2022 в 17.18 час. в Единой информационной системе в сфере закупок по реестровой записи 2667409958021000013 в разделе 5 информации, подтверждающей исполнение ФИО11 требований об уплате неустойки (л.д.112-117, 118), само по себе не свидетельствует о незаконности решения ФИО1, поскольку данные сведения были размещены после сообщения секретарю комиссии по осуществлению закупок решения по заявке ФИО16 Возможность повторного рассмотрения заявок на участие в аукционе действующим законодательством не предусмотрена. На момент рассмотрения заявки ФИО14 актуальной была редакция от 19.11.2021.

Информация в Единой информационной системе в сфере закупок по реестровой записи 2667409958021000013, размещенная 20.12.2021, равно как и информация от 23.12.2021 об оплате ФИО15 выставленных требований по неустойке, на которую ссылается должностное лицо административного органа в постановлении №076/04/7.30-193/2022 от 30.03.2022 имели статус «недействующая», поэтому не подлежали обязательному изучению членами аукционной комиссии.

Также материалами дела подтверждается, что в Единую информационную систему в сфере закупок по реестровой записи 2667409958021000013 изменения заказчиком ГКУ Свердловской области «Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области» вносились неоднократно.

Таким образом, на день составления протокола подведения итогов электронного аукциона ФИО1 исходила из сведений по реестровой записи 2667409958021000013 от 19.11.2021 о неуплате неустойки по требованию от 18.11.2021, в связи с чем ее действия нельзя квалифицировать как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей. Неточности в информации об исполнении контракта с реестровой записью 2667409958021000013 не зависели от действий ФИО1, не являются основанием для вывода о доказанности ее вины в совершении вмененного административного правонарушения.

Изложенное свидетельствует о наличии неустранимых сомнений в виновности ФИО1, которые согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ подлежат толкованию в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

При таких данных отсутствуют основания, предусмотренные статьей 2.4 КоАП РФ, для привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Повторное рассмотрение заявки ФИО17 на что указано представителем административного органа, имело место в результате выданного антимонопольным органом предписания и не опровергает изложенные выше обстоятельства, имевшие место на день принятия решения, зафиксированного в протоколе проведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.02.2022.

События и обстоятельства, возникшие после вмененного времени совершения административного правонарушения, правового значения не имеют.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу изложенного обжалуемые постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат отмене, производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 30 июня 2022 года и постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО4 №076/04/7.30-193/2022 от 30 марта 2022 года, принятые в отношении должностного лица – члена аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья И.Г. Сингатулина