ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-481/18 от 02.11.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-481/2018

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 2 ноября 2018 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Ошмариной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Акционерного общества «Ярославская бумага» ФИО1 на постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям от 25 июня 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Акционерного общества «Ярославская бумага» ФИО1,

установила:

25 июня 2018 года главным специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям в отношении начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Акционерного общества (АО) «Ярославская бумага» ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления следует: АО «Ярославская бумага» осуществляет эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в связи с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В 2013 году АО «Ярославская бумага» разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ).

Норматив ПДВ утвержден Управлением Росприроднадзора по Ярославской области 29 апреля 2014 года.

9 июня 2014 года АО «Ярославская бумага» в Департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, № 0220/01 от 9 июня 2014 года со сроком действия с 9 июня 2014 года по 28 апреля 2019 года.

Постановлением правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий.

Согласно данным критериям эксплуатируемый АО «Ярославская бумага» объект отнесен к I категории – осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по производству бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более), в связи с чем стал относится к объектам, подлежащим включению в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

27 декабря 2016 года АО «Ярославская бумага» на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлен объект № 78-01760-001135-П.

В 2016 и 2017 годах в рамках производственного лабораторного и расчетного экологического контроля на предприятии были выполнены анализы промышленных выбросов в атмосферу. При сравнительном анализе превышения показателей установленных нормативом ПДВ не установлено.

Вместе с тем, с момента постановки объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в федеральный реестр таких объектов АО «Ярославская бумага» в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям - органе, уполномоченном на осуществление федерального государственного экологического надзора, не получило разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При этом такие выбросы АО «Ярославская бумага» осуществлялись.

Должностным лицом АО «Ярославская бумага», к должностным обязанностям которого отнесена организация природоохранной деятельности на предприятии, является начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности ФИО1

В нарушение возложенных на нее обязанностей ФИО1 не обеспечила получение АО «Ярославская бумага» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в уполномоченном органе при том, что такие выбросы обществом производились. Таким образом, ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Решением судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2018 года постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям от 25 июня 2018 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного ФИО1 противоправного деяния.

На постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям от 25 июня 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2018 года принесена жалоба ФИО1 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене указанных актов по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе приводятся доводы о том, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производились АО «Ярославская бумага» при наличии действующего разрешения, выданного 9 июня 2014 года Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, как уполномоченным органом, осуществляющим государственный региональный экологический надзор. Изменение критериев отнесения объектов к федеральному, либо региональному экологическому надзору не является основанием для получения нового разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при том, что в деятельности АО «Ярославская бумага» в указанной части ничего не изменилось.

В судебное заседание ФИО1 не явилась. Ее защитник на основании доверенности ФИО2 ходатайствовал об отложении рассмотрения жалобы в связи с нахождением за пределами Ярославской области.

В связи с отсутствием доказательств невозможности явки ФИО1 и ее защитника в судебное заседание определено рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям ФИО3 в удовлетворении жалобы просила отказать.

Заслушав представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям от 25 июня 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2018 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из совокупного толкования положений статьи 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и пункта 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650, следует, что выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении объектов, состоящих в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и надзор за которыми осуществляют территориальные органы Росприроднадзора, осуществляется данными органами.

Из материалов дела следует, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух получено АО «Ярославская бумага» в период, когда надзор за использованием предприятием объектов оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух осуществлялся органом исполнительной власти Ярославской области – Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, которым и выдано указанное разрешение.

В период действия разрешения изменилось законодательство в части разделения полномочий по государственному экологическому надзору между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Со вступлением в действие изменений в статью 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и принятием Правительством Российской Федерации постановления от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" эксплуатируемый АО «Ярославская бумага» объект, оказывающий негативное воздействие на атмосферный воздух, стал подлежат государственному учету органами федерального государственного экологического надзора.

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2015 года, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции настоящего Федерального закона).

Указанная обязанность исполнена АО «Ярославская бумага».

Однако, в связи с введением нового правового регулирования в части отнесения объектов к федеральному государственному экологическому надзору и региональному государственному экологическому надзору закон не установил обязанности лиц, имеющих разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить новое разрешение на такой выброс в случае изменения вида государственного экологического надзора в отношении такого объекта, не установил срок получения такого разрешения, не признал разрешения, выданные органом, ставшим в связи с данным правовым регулированием неуполномоченным на ведение государственного экологического надзора в отношении определенного объекта, недействительными, не определил срок действия такого разрешения.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица административного органа о том, что осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наличии действующего разрешения, выданного Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, фактически является выбросом данных веществ без разрешения, не обоснован положениями законодательства об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха.

Постановление не содержит ссылки на нормативные акты, которые предписывали бы АО «Ярославская бумага» при изменении правового регулирования получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у органа, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор, и которые были действиями АО «Ярославская бумага» нарушены.

Положения пункта 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650, о том, что выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору осуществляется органами Росприроднадзора, не содержат обязанности по получению разрешения на выброс при наличии разрешения, выданного органом регионального государственного экологического надзора, срок действия которого не истек.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что действиями ФИО1, как уполномоченного должностного лица АО «Ярославская бумага», не допущен выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в ее действиях отсутствует.

На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям от 25 июня 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2018 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям от 25 июня 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Акционерного общества «Ярославская бумага» ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.Ю. Щеголькова