ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-501/17 от 23.10.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-501/2017

РЕШЕНИЕ

23 октября 2017 года г. Ярославль

Судья Ярославского областного суда Нуждин С.В.,

при секретаре Ошмариной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод химических реагентов» на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 03 августа 2017 года и решение судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 22 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод химических реагентов»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 03 августа 2017 года общество с ограниченной ответственностью «Завод химических реагентов» (далее – ООО «Завод химических реагентов») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Правонарушение выразилось в следующем: ООО «Завод химических реагентов», занимающееся оптовой торговлей химическими веществами, на основании договора субаренды использует помещения, расположенные по адресу: <адрес>. Общество в нарушение статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», Приказа Росприроднадзора от 14.11.2011 N 828 "Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации" не представило данные статистической отчетности по форме № 2-ТП за 2016 год, данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещение отходов за 1-2 кварталы 2017 года, 3-4 кварталы 2016 года, утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, подтверждение отнесения образующихся в обществе к конкретному классу опасности и составленных в установленном порядке паспортов для отходов 4 класса опасности.

Решением судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 22 сентября 2017 года постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 03 августа 2017 года изменено в части административного наказания, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей.

На вынесенные акты ООО «Завод химических реагентов» в Ярославский областной суд принесена жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления административного органа и решения судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что общество является субарендатором нежилого помещения. В соответствии с условиями данного договора аренды арендодатель осуществляет деятельность по накоплению, размещению, учету и утилизации отходов производства, а также совершает иные действия, связанные с соблюдением природоохранного законодательства.

В судебном заседании защитник ООО «Завод химических реагентов» по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, считает вынесенные по делу акты законными и обоснованными.

Заслушав пояснения защитника, должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами (далее Порядок), утвержденный приказом Минприроды России от 01.09.2011г. № 721, устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (п. 1 Порядка).

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Согласно пункту 4 Порядка учета, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

В соответствии с пунктом 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (утратившим силу) была утверждена форма годового федерального статистического наблюдения № 2-ТП (Отходы). Приказом Росстата от 10.08.2017 N 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена новая форма, которая вводится в действие с отчета за 2017 год.

Из указанных норм права следует, что юридические лица, у которых в результате деятельности образуются отходы производства и потребления, обязаны вести учет отходов в соответствии с указанным Порядком учета в области обращения с отходами, представлять соответствующую отчетность в орган, осуществляющий сбор и обработку данных статистической отчетности.

ООО «Завод химических реагентов» осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства (потребления).

Материалами дела подтвержден факт нарушения ООО «Завод химических реагентов» установленных требований по представлению статистической отчетности, утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составления паспортов для отходов 4 класса опасности.

Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных доказательств, которым должностным лицом и судьей районного суда дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки представленных доказательств, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Доводы жалобы о том, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обязанности по исполнению требований природоохранного законодательства, при осуществлении деятельности ООО «Завод химических реагентов» возложены на третье лицо. Из содержания договора с ООО «Орион» также не вытекает обязанность иного лица по предоставлению отчетности по отходам за ООО «Завод химических реагентов».

ООО «Завод химических регентов» при эксплуатации помещений и осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, обязано соблюдать экологические, санитарные и иные требования в области охраны окружающей природной среды, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. При этом, довод жалобы о том, что данная обязанность лежит не на юридическом лице, осуществляющем деятельность, в результате которой образуются отходы производства, а на арендодателе помещений основаны на неверном толковании закона.

Неисполнение указанных норм права образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, так как обязанность ведения документов учета и отчетности регламентировано природоохранным законодательством, непосредственно связано с обращением с отходами производства.

Доказательств невозможности соблюдения природоохранного законодательства в силу обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено. В связи с этим выводы должностного лица и судьи районного суда о доказанности совершения правонарушения являются правильными.

Нарушений процессуальных норм, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, не допущено.

Административное наказание назначено с учетом положений статей 4.1-4.4 КоАП РФ.

Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В связи с изложенным оснований для отмены принятых по делу актов не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 03 августа 2017 года и решение судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 22 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод химических реагентов» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод химических реагентов» – без удовлетворения.

Судья С.В. Нуждин