ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-532/2022 от 24.10.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №30-2-532/2022

УИД 76RS0014-02-2022-000156-42

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 24 октября 2022 года

Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при ведении протокола помощником судьи Волковой Р.А., рассмотрев жалобу Фроловой Нины Ивановны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО7 от 21 января 2022 года № 076/04/7.30-1335/2021 о наложении штрафа и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области Фроловой Нины Ивановны,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО7 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1335/2021 от 21.01.2022, председатель аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области Фролова Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Из постановления следует, что протоколом от 09.11.2021 зафиксировано принятие аукционной комиссией департамента государственного заказа Ярославской области, председателем которой являлась Фролова Н.И., по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на поставку медицинского изделия (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, заявки ИП ФИО9, поступившей на участие в электронном аукционе, в то время, как первая часть заявки, поданная на участие в электронном аукционе, не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) и аукционной документации: первая часть заявки участника ИП ФИО9 содержит противоречивую информацию страны происхождения товара, т.е. фактически не представлена такая информация, чем допущено нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 23.03.2022 постановление оставлено без изменения, а жалоба Фроловой Н.И. без удовлетворения.

Фролова Н.И. обратилась в Ярославский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО7 № 076/04/7.30-1335/2021 от 21.01.2022 и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 23.03.2022, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, несоответствие выводов, изложенных в постановлении и решении судьи, обстоятельствам дела; указывает, что первая часть заявки ИП ФИО9 правомерно допущена к участию в аукционе; ИП ФИО9 представлена информация о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика; наличие в декларации информации о том, что что поставляются товары, происходящие исключительно из государств-членов ЕАЭС, не является указанием на конкретное наименование страны происхождения, как того требует часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Представленные ИП ФИО9 в составе первой части заявки сведения позволяли установить конкретную страну происхождения товара. Дополнительно указывает, что административное правонарушение является малозначительным.

Решением судьи Ярославского областного суда от 27.04.2022 постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО7 от 21.01.2022 № 076/04/7.30-1335/2021 о наложении штрафа и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23.03.2022 отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2022 решение судьи Ярославского областного суда от 27.04.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Ярославский областной суд.

В судебном заседании Фролова Н.И., ее защитник по доверенности Цыганова Н.Ю. доводы жалобы поддержали.

Представитель Ярославского УФАС по доверенности Савичева К.А. против удовлетворения жалобы возражала.

Заслушав Фролову Н.И., ее защитника Цыганову Н.Ю., представителя Ярославского УФАС Савичеву К.А., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частями 1, 2 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг наименование страны происхождения товара (подпункт «а» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе); конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе (подпункт «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Из материалов дела следует, что уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области (ДГЗ ЯО), в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 21.10.2021 размещено извещение № 0171200001921002447 вместе с аукционной документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 000 000,00 рублей.

Пунктом 21 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению. Так первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях,предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменениюпо результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применениемпрограммно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара;

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Конкретные показатели заполняются в соответствии с требованиями таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, по показателям, отмеченным «*», участнику необходимо указать конкретное значение, не допускается использование слов «не менее», «не более», по показателям, отмеченным «**», участнику необходимо указать диапазон значений, не допускается использование слов «не уже», при этом верхняя и нижняя границы входят в указанный диапазон.

Участник закупки в составе первой части заявки вправе указать показатель и его значения, сопровождающиеся «***», если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя содержит данные показатели и их значения. При этом если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя не содержит данные показатели и их значения, он вправе не указывать данные значения.

Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении №2 к Разделу 1 «Информационная карта аукциона».

Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.

В соответствии с приложением № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), предлагаемого для поставки товара рекомендуется представить по форме в виде таблицы, состоящей из следующих разделов: «наименование товара» (Система ультразвуковой визуализации универсальная «1»), «Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе*»; «Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением**»; «Указание на товарный знак (при наличии)**»; «Наименование страны происхождения товара***».

При этом, «1» наименование товара указано в соответствии с требованиями правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (реестровая запись № 26.60.12.132-00000026);

* заполняется в соответствии с требованиями таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, по показателям, отмеченным «*», участнику необходимо указать конкретное значение, не допускается использование слов «не менее», «не более», по показателям, отмеченным «**», участнику необходимо указать диапазон значений, не допускается использование слов «не уже», при этом верхняя и нижняя границы входят в указанный диапазон. Участник закупки в составе первой части заявки вправе указать показатель и его значения, сопровождающиеся «***», если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя содержит данные показатели и их значения. При этом если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя не содержит данные показатели и их значения, он вправе не указывать данные значения;

**указывается товарный знак (при наличии), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара, наименование в соответствии с регистрационным удостоверением;

***указывается наименование страны происхождения товара.

В таблице, содержащей конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, участник аукциона ИП ФИО9 указал, что страной происхождения предлагаемого к поставке товара является Китайская Народная Республика.

Поле «Наименование страны происхождения товара» раздела «Наименование страны происхождения товара», заполненное ИП ФИО9 при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки, содержит следующую информацию: Китайская Народная Республика. Однако под данным полем ИП ФИО9 указано, что «Поставляется (-ются) товар (ы), происходящий (-щие) исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза».

К государствам, являющимися членами Евразийского экономического союза относятся: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), Республика Армения (Договор о присоединении Республики Армения от 10.10.2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), Кыргызская Республика (Договор о присоединении Кыргызской Республики от 23.12.2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Китайская Народная Республика не является государством-членом Евразийского экономического союза.

Таким образом, ИП ФИО9, подавшим заявку на участие в электронном аукционе, в составе первой части заявки информация о наименовании страны происхождения предлагаемого к поставке товара представлена противоречивым образом, то есть такая информация фактически не представлена, что является основанием для отказа такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0171200001921002447 от 09.11.2021 аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение о допуске ИП ФИО9 (идентификационный номер заявки 2) к участию в электронном аукционе и признании индивидуального предпринимателя участником электронного аукциона.

При таких обстоятельствах, аукционная комиссия уполномоченного органа, допустив к участию в аукционе ИП ФИО9, указавшего в первой части заявки информацию о наименовании страны происхождения товара противоречивым образом, то есть фактически не представившего такую информацию, допустила нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Председатель аукционной комиссии Фролова Н.И. также приняла указанное решение, то есть неправомерно допустила к участию в электронном аукционе ИП ФИО9, что образует в ее действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Совершение Фроловой Н.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: извещением №0171200001921002447 о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0171200001921002447, протоколом рассмотрения заявки единственного участника от 13.12.2021, заявками на участие в закупке, объяснениями Фроловой Н.И., объяснениями представителя ООО «Паритет», протоколом по делу об административном правонарушении №076/04/7.30-1335/2021 от 11.01.2021.

Имеющиеся в деле доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, а в целом являются достаточными для вывода о доказанности вины должностного лица – председателя аукционной комиссии Фроловой Н.И. в совершении вмененного правонарушения. Должностным лицом, вынесшим постановление, и судьей районного суда всем доказательствам дана правильная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки доказательств не усматривается. Вывод о наличии в действиях Фроловой Н.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.30 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины Фроловой Н.И. в совершении указанного выше правонарушения, представленные материалы не содержат.

Кроме того, из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2022 по делу №А82-20186/2021 отказано в удовлетворении требований департамента государственного заказа Ярославской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы Ярославской области о признании незаконным решения от 25.12.2021 по делу №076/06/69-1183/2021. Данным судебным актом, вступившим в законную силу, установлено, что аукционная комиссия департамента государственного заказа Ярославской области, допустив 09.11.2021 к участию в аукционе заявку ИП ФИО9, указавшего в первой части заявки информацию о наименовании страны происхождении товара противоречивым образом, допустила нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, наличии оснований для допуска к участию в аукционе заявки ИП ФИО9, поскольку представленные им документы позволяли установить страну происхождения товара, были предметом оценки судьи районного суда. Указанные доводы обоснованно отклонены.

Действия Фроловой Н.И. правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

С учетом обстоятельств административного правонарушения, объекта административного правонарушения, совершенное Фроловой Н.И. административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным. Отсутствие каких-либо последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения. Состав указанного административного правонарушения является формальным. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем исполнении положений законодательства, регулирующего отношения о контрактной системе в сфере закупок.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, должностным лицом и судьей районного суда не допущено.

Дело об административном правонарушении рассмотрено заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области в соответствии с его компетенцией, установленной в статье 23.66 КоАП РФ. Сбор, исследование и оценка собранных по делу доказательств процессуальным требованиям главы 26 КоАП РФ отвечают. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Порядок рассмотрения дела соблюден. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. При рассмотрении жалобы судьей районного суда нормы главы 30 КоАП РФ соблюдены.

Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену или изменение вынесенных по данному делу актов, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых постановления и решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО7 №076/04/7.30-1335/2021 от 21 января 2022 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 23 марта 2022 года, принятые в отношении Фроловой Нины Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Фроловой Нины Ивановны – без удовлетворения.

Судья О.И.Бисерова