ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-651/2021 от 07.10.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №30-2-651/2021

УИД 76RS0014-02-2021-001178-64

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 7 октября 2021 года

Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г., при ведении протокола помощником судьи Белозеровой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 13 августа 2021 года по жалобе на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО1 от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэрии города Ярославля,

установил:

Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам (далее – МОСП по ОИП) УФССП России по Ярославской области ФИО1 от 26.05.2021, мэрия г. Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Из постановления следует, что в МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство № 9139/21/76025-ИП от 23.03.2021, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № 018462824, выданного Ленинским районным судом г. Ярославля по делу № 2-1823/2020 19.02.2021, предмет исполнения: обязать мэрию г. Ярославля в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-П, предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 23 кв.м в г. Ярославле. 06.04.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника – мэрии г. Ярославля исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 07.04.2021 должнику вручено постановление о назначении нового срока исполнения до 30.04.2021. В установленный срок требования исполнительного документа мэрией г. Ярославля не исполнены.

Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 13.08.2021 постановление № 154/2176025 заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области ФИО1 от 26.05.2021 отменено, производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении мэрии г. Ярославля прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Ярославский областной суд, заместитель начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО1 просит решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 13.08.2021 отменить, указав, что освобождение судом от исполнительского сбора не влечет за собой признание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. С учетом положений части 9 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» это постановление считается измененным соответствующим образом.

Лица, участвующие в деле об административном правонарушении, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, причину неявки не сообщили, об отложении судебного заседания, не просили.

На основании статьи 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Основанием для привлечения мэрии г. Ярославля к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, явились выводы должностного лица МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области, с которыми не согласился судья районного суда, о неисполнении должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера. При этом было установлено следующее.

23.03.2021 судебным приставом - исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области возбуждено исполнительное производство №9139/21/76025-ИП в отношении мэрии г. Ярославля, предмет исполнения: обязать мэрию г. Ярославля в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-П, предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 23 кв.м. в пределах г. Ярославля, взамен помещения по <адрес> признанного аварийным и непригодным для проживания.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления. Указанное постановление получено 30.03.2021, что подтверждается отметкой юридического лица.

06.04.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Одновременно в постановлении установлен должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 30.04.2021. Копия постановления получена должником 07.04.2021.

Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 20.05.2021 мэрия г. Ярославля освобождена от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области от 06.04.2021. Принимая решение, суд пришел к выводу об отсутствии вины мэрии г. Ярославля в неисполнении требований исполнительного документа; запланированный срок переселения ФИО2 должником не нарушен; мэрией г. Ярославля принимаются все возможные меры, направленные на исполнение решения суда.

В установленный срок – до 30.04.2021 требования исполнительного документа мэрией г. Ярославля не исполнены, что явилось основанием для привлечения должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Приведенные выше фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом №154/21/76025 от 12.05.2021, исполнительным листом №2-1823/2020, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 23.03.2021, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 06.04.2021, постановлением о назначении нового срока исполнения от 06.04.2021 и иными материалами.

Отменяя оспариваемое постановление, судья районного суда пришел к выводу о том, что вина мэрии г. Ярославля в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует. При этом судьей принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Ярославля от 20.05.2021 мэрия г. Ярославля освобождена от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области от 06.04.2021 в связи с отсутствием вины мэрии г. Ярославля в неисполнении требований исполнительного документа, так как запланированный срок переселения ФИО2 должником не нарушен; мэрией г. Ярославля принимаются все возможные меры, направленные на исполнение решения суда.

Оснований не согласиться с данным выводом судьи районного суда не имеется.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает бездействие лица, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что мэрия г. Ярославля обязана предоставить жилое помещение взыскателю в порядке, предусмотренном Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы. В соответствии с приложением №1 к указанной программе планируемая дата окончания переселения граждан из аварийного дома по <адрес> – 31.12.2023. Указание на внеочередной порядок предоставления жилья взыскателю в исполнительном листе отсутствует.

Учитывая процедурные вопросы, связанные с осуществлением всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, необходимых для предоставления взыскателю жилого помещения, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 06.04.2021 должнику срок для исполнения требований исполнительного документа – 30.04.2021, в данном конкретном случае являлся неразумным и явно недостаточным.

Также из материалов дела следует, что взыскателю ФИО2 предоставлялась к осмотру квартира по <адрес>. По мнению взыскателя, предлагаемое жилое помещение непригодно для проживания.

Изложенное позволяет сделать вывод о недоказанности объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и отсутствии вины мэрии г. Ярославля в совершении указанного правонарушения.

Поскольку в административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вменяемом мэрии г. Ярославля, отсутствуют объективная и субъективная стороны правонарушения, следовательно, вывод судьи районного суда об отмене постановления должностного лица МОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области от 26.05.2021 и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, является правомерным.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену решения судьи по делу об административном правонарушении, не установлено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 13 августа 2021 года по жалобе на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области ФИО1 от 26 мая года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэрии города Ярославля оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области ФИО1 – без удовлетворения.

Судья И.Г. Сингатулина