Дело № 30-2-669/2015
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 30 ноября 2015 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Воробьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 2 июля 2015 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 2 июля 2015 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Ярославского муниципального района Ярославской области,
установила:
2 июля 2015 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области в отношении администрации Ярославского муниципального района Ярославской области вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Как следует из постановления, правонарушение выразилось в следующем: при эксплуатации сетей водоотведения, канализационной насосной станции, очистных сооружений, расположенных в районе <адрес> осуществляется сбор неочищенных канализационных стоков на рельеф местности.
Территория затопления осмотрена специалистами Управления Росприроднадзора по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенными исследованиями проб почвы в данной местности установлено их загрязнение в результате сбора сточных вод из трубы канализационного коллектора – наблюдается превышение концентраций химических веществ (по нитрит – ионам, нитрат – ионам, фосфат – ионам, азоту аммонийному) по сравнению с условно-чистой пробой почвы. Таким образом, имеет место нарушение экологических требований – положений ст.ст. 39, 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Вышеуказанные инженерные сооружения находятся в муниципальной собственности. В силу положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» вопросы организации водоотведения на территории сельского поселения возложены на администрацию Ярославского муниципального района.
Таким образом, вследствие бездействия администрации допускается длительный сброс неочищенных стоков на рельеф местности, в результате чего происходит загрязнение почв и несоблюдение экологических требований при осуществлении эксплуатации сооружений.
В адрес администрации муниципального района внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения: администрация обязана принять меры по устранению выявленных нарушений в части ликвидации сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности в районе <адрес>.
Решением судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 2 июля 2015 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 2 июля 2015 года оставлены без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО1 в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 2 июля 2015 года, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 2 июля 2015 года и решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы сводятся к тому, что объективная сторона правонарушения в действиях администрации района отсутствует, так как на момент проверки органом Росприроднадзора территории, затопленной неочищенными сточными водами, администрация района не являлась законным владельцем инженерных сооружений водоотведения. Несмотря на передачу администрации района полномочий по организации водоотведения территории сельских поселений с ДД.ММ.ГГГГ, соответствующее имущество передано ей только в ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. Не владея соответствующим имуществом, лицо не может его эксплуатировать.
Кроме того, с начала наделения администрации района соответствующими полномочиями – ДД.ММ.ГГГГ, у администрации не было достаточно времени для приведения данного имущества в состояние, исключающее нарушение экологических требований при его эксплуатации.
В жалобе содержатся также доводы о том, что отказ судьи в отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, никак судьей не обоснован.
В судебном заседании защитник администрации Ярославского муниципального района ФИО1 жалобу поддержала.
Представитель Управления Росприроднадзора по Ярославской области ФИО2 в удовлетворении жалобы возражала.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 2 июля 2015 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 2 июля 2015 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях администрации Ярославского муниципального района с состава административного правонарушения.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды и пояснений, данных представителем Управления Росприроднадзора по Ярославской области в судебном заседании, следует, что в вину администрации муниципального района вменяется нарушение экологических требований при эксплуатации инженерных сооружений водоотведения – сетей водоотведения канализационной насосной станции и очистных сооружений, расположенных в районе <адрес>.
Между тем, из материалов дела следует, что сети водоотведения и канализационная насосная станция эксплуатируются ОАО <данные изъяты> на основании договора аренды данного имущества с <данные изъяты>. В свою очередь, очистные сооружения как элемент системы водоотведения отсутствуют в связи с их полной гибелью, что подтверждается, кроме прочего, актом обследования объектов ВКХ по военному городу в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем имущества, принимаемого от <данные изъяты> в собственность Ярославского муниципального района Ярославской области (приложение к постановлению главы Ярославского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№), где в графе «здание биологических фильтров» содержится запись: разрушено, актов нет. В дальнейшем, при неоднократной передаче данного имущества от администрации района в администрацию сельского поселения, от администрации сельского поселения по договору аренды – ОАО <данные изъяты> очистные сооружения не передавались.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в статье 8.1 КоАП РФ, составляет деятельность по эксплуатации сооружений, повлекшая нарушение экологических требований.
Как следует из анализа вышеприведенных положений статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и самого понятия «эксплуатация» - это деятельность по использованию данного сооружения по назначению, извлечение из него полезных свойств в целях определенной хозяйственной деятельности эксплуатирующего его лица.
В соответствии с понятием «эксплуатация сооружений», приведенным в ГОСТ 27751 – 88 «Надежность строительных конструкций и оснований» эксплуатация здания или сооружения - использование здания или сооружения по функциональному назначению с проведением необходимых мероприятий по сохранению состояния конструкций, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.
Таким образом, нарушение экологических требований может выражаться в форме бездействия. Однако, эксплуатация сооружения является действием.
Из материалов дела следует, что система водоотведения, состоящая из сетей и канализационной насосной станции не находилась на момент проверки во владении администрации района ни фактически (по договору аренды ее эксплуатирует ОАО <данные изъяты>), ни юридически – акты приема-передачи указанных объектов подписаны в ДД.ММ.ГГГГ.
Очистные сооружения не могут эксплуатироваться, так как не существуют как объект права и как объект хозяйственной деятельности.
Таким образом, администрация муниципального района не осуществляла эксплуатацию системы водоотведения. Следовательно, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ в ее действиях (бездействии) отсутствует.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из постановления о назначении административного наказания и решения судьи по жалобе на данное постановление следует, что виновное противоправное поведение администрации муниципального района состоит в том, что при наличии установленной законом обязанности по организации водоотведения в границах сельского поселения, в том числе путем обеспечения очистки принятых стоков, администрация данную обязанность не исполнила.
Вместе с тем, на основании вышеизложенного, данные действия (бездействие), как не относящиеся к эксплуатации объекта, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, не образуют. Таким образом, обязательный признак административного правонарушения - действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в данном случае отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 2 июля 2015 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях администрации Ярославского муниципального района состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В адрес администрации муниципального района должностным лицом Росприроднадзора внесено представление, согласно которому администрация обязана принять меры по устранению выявленных нарушений в части ликвидации сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности в районе <адрес>.
Однако, загрязнение почв в результате сбора неочищенных сточных вод не является причиной или условием, способствовавшим совершению административного правонарушения. Данное обстоятельство является следствием нарушения экологических требований при эксплуатации системы водоотведения. Таким образом, оснований для внесения представления с вышеприведенными требованиями в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ в форме представления у должностного лица Росприроднадзора не имелось.
Таким образом, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 2 июля 2015 года не соответствует требованиям КоАП РФ и подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 2 июля 2015 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 2 июля 2015 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Ярославского муниципального района Ярославской области отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
.