Дело № 30-2-692/2015
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 10 декабря 2015 года
Судья Ярославского областного суда Нуждин С.В.
при секретаре Воробьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "ОАЗИС" на постановление первого заместителя директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ОАЗИС",
установил:
Постановлением первого заместителя директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГООО "ОАЗИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Правонарушение выразилось в следующем: в ходе проведения проверки готовности арендаторов лесных участков к наступлению пожароопасного сезона <данные изъяты> года ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка укомплектованности пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря ООО «ОАЗИС», осуществляющего лесопользование на основании договора № № аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом договора является использование лесного участка, расположенного на территории <данные изъяты> лесничества в кварталах №№ № и кварталах №№ №<данные изъяты> лесничества <данные изъяты>.
В ходе данной проверки установлены нарушения подпункта «а» пункта 3, пункта 5, подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, а именно:
- пункт сосредоточения пожарной техники, оборудования, снаряжения и противопожарного инвентаря, находящийся в <данные изъяты>, не обеспечен согласно проекту освоения лесов, утвержденному Приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, средствами пожаротушения и оборудованием, а именно отсутствуют: зажигательные аппараты 5 шт., индивидуальные перевязочные пакеты, защитные очки и респираторы по числу членов постоянной команды пожаротушения, ранцевые огнетушители 5 шт., напорные пожарные рукава 280 пог.м.
Решением судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление изменено в части квалификация вменяемого ООО «ОАЗИС» деяния. Юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
На указанные акты в Ярославский областной суд поступила жалоба от ООО «ОАЗИС». В жалобе ставится вопрос об отмене принятых актов и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник ООО «ОАЗИС» Курганова Н.П. доводы жалобы поддержала.
Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, считаю, что основания для отмены или изменения постановления административного органа и решения судьи отсутствуют.
За использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что когда протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что в целях выполнения поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации (перечень поручений от 23.12.2014 года) приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ директором Департамента лесного хозяйства Ярославской области утвержден график проверок готовности пожарной техники, средств пожаротушения и укомплектованности пожарно-химических станций специализированного государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Лесная охрана» к пожароопасному сезону <данные изъяты> года. Также приказано провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ, согласно утвержденному графику, проверки готовности пожарной техники, средств пожаротушения и укомплектованности <данные изъяты> к пожароопасному сезону <данные изъяты> года, а директорам лесничеств приказано до ДД.ММ.ГГГГ проверку готовности арендаторов лесных участков к пожароопасному сезону <данные изъяты> года.
На основании данного приказа директор <данные изъяты> вынес Приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ об организации и проведении до ДД.ММ.ГГГГ проверки наличия сил и средств пожаротушения, указанных в проектах освоения лесов, в рамках соблюдения арендаторами требований договоров аренды лесных участков к пожарному сезону <данные изъяты> года.ООО «ОАЗИС» в силу договора № № аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ с учетом договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет пользование лесным участком, расположенным на территории <данные изъяты> лесничества в кварталах №№ № и кварталах №№ №<данные изъяты> лесничества <данные изъяты>.
В целях исполнения требований подпункта «в» пункта 3.4 договора № № был разработан проект освоения лесов, данный проект прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение эксперта, был утвержден Приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В указанном договоре в подпункте «е» пункте 3.4 предусмотрена обязанность арендатора обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов за свой счет.
Данная обязанность прописана в пункте 7.1.2 проекта освоения лесов со ссылкой на Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, непосредственно в таблице 19 данного проекта прописан перечень противопожарного инвентаря в местах базирования пунктов его хранения.
Указанные положения договора № № отвечают требованиям части 1 статьи 52, статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункту «а» пункта 3, пункта 5, подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
В силу изложенного в целях исполнения указанных приказов в отношении ООО «ОАЗИС» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка <данные изъяты> наличия сил и средств пожаротушения, указанных в проекте освоения лесов, в рамках соблюдения указанным юридическим лицом требований договора № № аренды лесного участка к пожарному сезону <данные изъяты> года. О проведении проверки ООО «ОАЗИС» было извещено письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе указанной проверки выявлено нарушение ООО «ОАЗИС» указанных требований договора № № аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт нарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: актом проверки, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, проектом освоения лесов, договором аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями, приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ, графиком, приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды противопожарного оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи.
Таким образом, районный судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «ОАЗИС» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ. Переквалификация действий виновного лица с части 1 статьи 8.32 КоАП РФ на часть 4 статьи 8.25 КоАП РФ соответствует пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.
Требования о подведомственности дела об административном правонарушении не нарушены, поскольку судья имел право переквалифицировать действия ООО «ОАЗИС» с состава правонарушения, подведомственного судам общей юрисдикции.
В данном случае судья действовал в рамках закона, поскольку статьи 8.25 и 8.32 КоАП РФ имеют единый родовой объект – охрана окружающей среды и природопользования, а положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в результате изменения квалификации его действий не ухудшилось.
Полученные по делу доказательства являются допустимыми, собраны с соблюдением требований главы 26, статьи 28.2 КоАП РФ. Нарушений, в том числе требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не установлено. Доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Следует отметить, что заключение ООО «ОАЗИС» с ФИО4 договора аренды противопожарного оборудования от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует об исполнении требований договора № № аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент проверки необходимого противопожарного оборудования не оказалось.
Вопрос о виновности ООО «ОАЗИС» разрешен в установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Основания для признания деяния совершенного ООО «ОАЗИС» малозначительным также отсутствуют, поскольку нарушения вменяемые юридическому лицу непосредственно связаны с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, несоблюдение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление первого заместителя директора Департамента лесного хозяйства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ОАЗИС» оставить без изменения, жалобу ООО «ОАЗИС» - без удовлетворения.
Судья Нуждин С.В.