ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-699/2021 от 11.11.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №30-2-699/2021

УИД 76RS0013-01-2021-001914-93

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 11 ноября 2021 года

Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г., при ведении протокола помощником судьи Киселевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» - Травниковой Я.В., действующей по доверенности, на решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 13 сентября 2021 года по жалобе защитника Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» - Травниковой Я.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области – Ступиной А.Э. от 10 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал»,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области – Ступиной А.Э. от 10.08.2021, оставленным без изменения решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 13.09.2021, Государственное предприятие Ярославской области «Северный водоканал» (ГП ЯО «Северный водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Из постановления следует, что 21.04.2021 в Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) поступила жалоба по фактам излива сточных вод на рельеф местности <адрес>. 30.04.2021 на основании данного обращения Межрегиональным управлением Росприроднадзора проведены выездные контрольно-надзорные мероприятия. В результате осмотра установлено, что в <адрес> на неразграниченной территории в кадастровом квартале из канализационного колодца, расположенного в точке с координатами 58.056842 с.ш. 38.731167 в.д., произошел излив сточных вод на рельеф местности. Сточные вода растекались по рельефу местности на площади 47,5 кв.м. В месте излива сточных вод присутствовал резкий характерный для канализационных сточных вод запах, сточные воды имели мутный бело-серый оттенок. Государственным инспектором Росприроднадзора совместно со специалистом, ведущим инженером Ярославского филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» (далее – ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО») произведен отбор проб почв, о чем составлен протокол взятия проб от 08.06.2021 № 586/4053-76. Из заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 15.06.2021 следует, что в исследуемых образцах проб почв превышены концентрации загрязняющих веществ в сравнении с условно-чистой пробой по следующим загрязняющим веществам: фосфат-ион – в 2,98 раза, азот аммония – в 1,67 раза, нитрит-ион (по азоту) – в 1,53 раза, нитрат-ион (по азоту) – в 1,90 раза. ГП ЯО «Северный водоканал» эксплуатирует канализационные сети в <адрес> по договору аренды имущества с конкурсным управляющим МУП «Коммунальные системы» от 02.02.2021. Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГП ЯО «Северный водоканал» постановлением указанного должностного лица, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

На указанные акты по делу об административном правонарушении защитником ГП ЯО «Северный водоканал» Травниковой Я.В. подана жалоба в Ярославский областной суд. Автор жалобы просит вышеуказанные акты отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности постановления должностного лица Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области. Защитником указано, что исследование сточных вод заявителя не проводилось: ни в протоколе отбора проб почв, ни в протоколе измерений, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не установлено, что отобранные для исследования показателей состава почвы грунтов пробы, содержащие превышение концентрации загрязняющих веществ со значением фоновой пробы, совпадают со сточными водами предприятия. Причиной излива канализационных сточных вод на рельеф является обильное поступление паводковых вод вследствие отсутствия ливневой канализации на территории поселка, пропускная способность сетей канализации и производительность системы не рассчитана на транспортировку ливневых вод. Назначенное административное наказание не соответствует требованиям принципа справедливости. Наложение штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, значительно для ГП ЯО «Северный водоканал».

Лица, участвующие в деле об административном правонарушении, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, причину неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Требования к охране земель установлены Земельным кодексом РФ.

Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 2 Федерального закона 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Из статьи 14 указанного Федерального закона следует, что предметом договора водоотведения является прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечение их транспортировку и сброс в водный объект.

Тем самым, не допускается сброс сточных вод на рельеф местности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-Р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В данный Перечень для почв включены загрязняющие вещества, в частности, нитраты, нитриты, азот аммонийный.

Как следует из материалов дела, ГП ЯО «Северный водоканал» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ за загрязнение земель сточными водами из канализационного колодца, расположенного в точке с координатами 58.056842 с.ш. 38.731167 в.д. на неразграниченной территории в кадастровом квартале в <адрес>

Указанные действия привели к увеличению содержания загрязняющих веществ (фосфат-иона, азот аммония, нитрит-иона (по азоту), нитрат-иона (по азоту)) в почве, что свидетельствует о порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ГП ЯО «Северный водоканал» к административной ответственности, подробно изложенные в постановлении, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Из заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 15.06.2021 следует, что в исследуемых образцах проб почв превышены концентрации загрязняющих веществ в сравнении с условно-чистой пробой по следующим загрязняющим веществам: фосфат-ион – в 2,98 раза, азот аммония – в 1,67 раза, нитрит-ион (по азоту) – в 1,53 раза, нитрат-ион (по азоту) – в 1,90 раза.

Материалами дела подтверждено, что ГП ЯО «Северный водоканал» эксплуатирует канализационные сети в <адрес> по договору аренды имущества с конкурсным управляющим МУП «Коммунальные системы» от 02.02.2021 № б/н.

Фактические обстоятельства дела и вина ГП ЯО «Северный водоканал» в совершении административного правонарушения, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении №910/4053-76 от 27.07.2021, протоколом осмотра №586/4053-76 от 08.06.2021, актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №233/4053-76 от 30.04.2021, протоколом взятия проб и образцов почвы №586/4053-76 от 08.06.2021, протоколом анализа проб почв, протоколом результатов анализа почв №28/3-ГЗ от 15.06.2021, заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 15.06.2021, фотоматериалами, другими материалами дела.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.

Действия предприятия, выразившиеся в допущенном им факте порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к выводу о том, что ГП ЯО «Северный водоканал» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие ливневой канализации на территории поселка не освобождает ГП ЯО «Северный водоканал» от обязанности соблюдать требования природоохранного законодательства. Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ГП ЯО «Северный водоканал» проявил виновное бездействие, выразившееся в неосуществлении контроля за соблюдением природоохранного законодательства.

Доводы заявителя жалобы, что причинно-следственная связь между действиями предприятия и негативными последствиями не установлена, несостоятельны.

Часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов, поэтому в предмет доказывания по рассматриваемом делу входит факт наступления последствий в виде порчи земель.

При производстве по делу о совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого определена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, подлежит доказыванию как факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы, так и факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия, которые привели к порче земли. Кроме того, подлежит доказыванию причинная связь между действиями и (бездействием) наступлением вредных последствий.

ГП ЯО «Северный водоканал» привлечено к административной ответственности за указанный выше факт совершения противоправных действий загрязнения земель опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В ходе рассмотрения дела установлено и материалами дела подтверждено, что загрязнение почвы опасными веществами и отходами осуществлено в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Доводы жалобы заявителя направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки должностным лицом и судьи городского суда, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств не является основанием для отмены состоявшихся актов.

Имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении совокупность доказательств является достаточной для вынесения решения по делу.

Постановление о привлечении предприятия к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере санкции части 2 статьи 8.6 КоАП РФ и не свидетельствует о нарушении принципа справедливости. Оснований для изменения постановления в части назначенного административного наказания не имеется.

Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень выраженности его объективной стороны, роль ГП ЯО «Северный водоканал», оснований для квалификации административного правонарушения как малозначительного, не имеется.

Нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются основанием для отмены постановления и решения, по делу не допущены.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно. Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.

В силу изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 13 сентября 2021 года по жалобе защитника Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» - Травниковой Я.В., действующей по доверенности, на решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 13 сентября 2021 года по жалобе защитника Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» - Травниковой Я.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области – Ступиной А.Э. от 10 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал», оставить без изменения, жалобу защитника Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал», действующей по доверенности Травниковой Я.В. – без удовлетворения.

Судья И.Г. Сингатулина