ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-705/2021 от 10.11.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №30-2-705/2021

УИД 76RS0017-01-2021-001552-94

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 10 ноября 2021 года

Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г., при ведении протокола помощником судьи Киселевой Н.С., рассмотрев жалобу защитника ООО «ИНВЕСТНЕРУД» (ОГРН <***>) по доверенности Ячкуринских Марии Михайловны на решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 13 сентября 2021 года по жалобе законного представителя ООО «ИНВЕСТНЕРУД» - генерального директора ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 15 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ИНВЕСТНЕРУД»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 15.06.2021, оставленным без изменения решением судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 13.09.2021, ООО «ИНВЕСТНЕРУД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, в связи с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

В жалобе, поданной в Ярославский областной суд, защитник ООО «ИНВЕСТНЕРУД» просит вышеуказанные акты отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности постановления должностного лица департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и решения судьи Ярославского районного суда Ярославской области.

В судебном заседании защитники ООО «ИНВЕСТНЕРУД» Ячкуринских М.М. и Белохонова У.В., действующие по доверенности, жалобу поддержали. Дали объяснения по тексту жалобы.

Иные лица, участвующие в деле об административном правонарушении, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

С учетом мнения защитников дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав защитников ООО «ИНВЕСТНЕРУД, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением депутата Государственной Думы Федерального собрания ФИО9 по вопросу незаконной разработки карьера по добыче песка и иным вопросам, на основании поручения прокуратуры Ярославской области 14.04.2021 прокуратурой Ярославского района совместно со специалистом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проведена совместная выездная проверка в отношении ООО «ИНВЕСТНЕРУД», в ходе которой проведено обследование территории месторождения <адрес> Установлено, что на момент обследования на земельном участке с кадастровым номером 76:17:122801:302 располагалась специализированная техника (экскаватор, бульдозер и два грузовых автомобиля), проводились работы по погрузке грунта в грузовые автомобили с помощью экскаватора. На месторождении имелись свежие следы проведения горных (вскрышных) работ, выкопаны траншеи глубиной до двух метров, по которым обустроен сток в обводненную карьерную выемку. В западной части месторождения на обводненной карьерной выемке ведутся работы по подготовке земснаряда. В юго-восточной части месторождения имеются свежие следы проведения земляных работ по обустройству дороги, а также выкопана траншея глубиной до одного метра. Въезд на территорию месторождения не ограничен. Признаков нарушения границ утвержденного горного отвода в ходе обследования не установлено. В процессе проведения проверки установлено, что ООО «ИНВЕСТНЕРУД» по состоянию на 14.04.2021 ведутся вскрышные работы на месторождении <адрес> в отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2021 год, а также на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с заключением департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 15.04.2021 №4/129 по результатам проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды ООО «ИНВЕСТНЕРУД» допущено нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что является административным правонарушением, квалифицируемым по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

19.04.2021 заместителем прокурора Ярославского района Ярославской области ФИО7 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ИНВЕСТНЕРУД».

Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 15.06.2021 ООО «ИНВЕСТНЕРУД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «ИНВЕСТНЕРУД» данного правонарушения при указанных в обжалуемом постановлении обстоятельствах и его виновность подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением заместителя прокурора Ярославского района от 19.04.2021; лицензией на пользование недрами №ЯРО 00170 ТЭ от 07.12.2015 с условиями пользования недрами; приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 13.04.2021 №57; заключением по результатам проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 15.04.2021 №4/129, фототаблицей, другими материалами дела.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 10 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Виды пользования недрами определены в статье 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», согласно которой недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Материалами дела подтверждается, что 07.12.2015 ООО «ИНВЕСТНЕРУД» выдана лицензия на пользование недрами серия ЯРО №00170 ТЭ с целевым назначением и видами работ «разведка и добыча песка строительного на месторождении <адрес>, сроком действия до 07.12.2040. Участок недр расположен в <адрес>, имеет статус горного отвода.

Неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами являются условия пользования недрами (Приложение №1) (далее по тексту - Условия пользования недрами).

Согласно пункту 7.1 Условий пользования недрами (здесь и далее в редакции изменений по состоянию на 14.04.2021) недропользователь обязан соблюдать требования Законов РФ и Ярославской области при пользовании недрами, обеспечить соблюдение условий выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (подпункт 7.1.1); при производстве горных работ ежегодно составлять и согласовывать в установленном порядке планы развития горных работ и объемы потерь полезного ископаемого при добыче (подпункт 7.1.2).

Исходя из содержания пункта 3.18 Условий пользования недрами, недропользователь обязан ежегодно разрабатывать и согласовывать в установленном порядке план развития горных работ в органах государственного горного надзора.

Из статьи 24 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» следует, что мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом федерального государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814 (утратило силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 № 1192), предусмотрен план развития горных работ по добыче полезных ископаемых.

План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ (п.5). Планы и схемы развития горных работ до их утверждения подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) (п. 9).

Заявление о согласовании планов и схем развития горных работ пользователи недр представляют в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года. Рассмотрение планов и схем развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора (далее - график) (пункт 13).

Для объектов с сезонным характером работы или объектов, вводимых в эксплуатацию, в том числе из консервации, а также при необходимости рассмотрения вносимых в планы и схемы развития горных работ изменений, время и место рассмотрения планов и схем развития горных работ определяются органом государственного горного надзора по заявлению пользователя недр (пункт 15).

Из пункта 13 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1466 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых» (начало действия документа - 01.01.2021) следует, что заявление о согласовании планов развития горных работ направляется пользователем недр в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года (года, предшествующего планируемому).

Рассмотрение планов развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора (далее - график). Пользователи недр, подавшие заявления о согласовании планов развития горных работ, включаются в график в алфавитном порядке. Графики опубликовываются на официальных сайтах органа государственного горного надзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При рассмотрении вне графика вносимых в планы и (или) схемы развития горных работ изменений, планов и (или) схем развития горных работ в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию в том числе из консервации, и (или) с сезонным характером работы, и (или) схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, видам горных работ время и место рассмотрения таких планов и (или) схем развития горных работ определяются органом государственного горного надзора по заявлению пользователя недр о согласовании планов и (или) схем развития горных работ в срок не более 30 дней со дня регистрации заявления.

Из протокола технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ООО «ИНВЕСТНЕРУД» №224/опи от 11.05.2021 усматривается, что план развития горных работ на 2021 год по участку строительных песков <адрес> согласован 11.05.2021.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В силу части 1 статьи 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.

Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 ЗК РФ, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.

Таким образом, земельным законодательством не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения на период добычи полезных ископаемых без перевода данных земель в земли соответствующей категории.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

Согласно пункту 2.5 Условий пользования недрами решение вопросов по оформлению земельного участка для целей недропользования возлагается на недропользователя.

Решение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:122801:302 и 76:17:122801:664 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения принято департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области 07.05.2021 (распоряжения №878-р и 878-р). Соответствующие сведения внесены с Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается выпиской от 02.06.2021.

В соответствии с приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 13.04.2021 №57 право пользования участком недр местного значения по лицензии ЯРО 00170 ТЭ было приостановлено на 6 месяцев в связи с нарушением ООО «ИНВЕСТНЕРУД» существенных условий лицензии в части рационального использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны окружающей среды (пользование недрами на землях сельскохозяйственного назначения, пункт 7.1 Условий пользования недрами).

Таким образом, факт отсутствия согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2021 года и использования земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, нашел свое подтверждение и защитниками ООО «ИНВЕСТНЕРУД» не опровергнут.

Доводы защитников о том, что на момент вынесения обжалуемого постановления план развития горных работ на 2021 года был согласован департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области; в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 76:17:122801:302 и 76:17:122801:664 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о виновности ООО «ИНВЕСТНЕРУД» в совершении инкриминируемого ему деяния не опровергают.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. ООО «ИНВЕСТНЕРУД» не представлено доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей в принятии Обществом необходимых мер для соблюдения условий лицензии, требований лицензионного законодательства.

Не влияют на правильность выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда ссылки в жалобе на то, что на момент проверки - 14.04.2021 ООО «ИНВЕСТНЕРУД» не пользовалось недрами, не вело добычу песка, выявленные вскрышные работы производились на земельном участке до 12.02.2020, а вспомогательные работы (работы по перемещению грунта с помощью экскаватора на отвале ПГС, планировочные работы с помощью бульдозера) не требуют специального разрешения.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 09.03.2021 №38-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», начало действия редакции – 20.03.2021) образует нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

В данном случае ООО «ИНВЕСТНЕРУД» не обеспечило выполнение установленных лицензией условий. Указанный факт является нарушением Обществом условий пользований недрами, предусмотренных лицензией №ЯРО 00170 ТЭ от 07.12.2015, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, привлечение ООО «ИНВЕСТНЕРУД» в 2020 году к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ не свидетельствует о том, что Общество дважды было привлечено к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Административное наказание назначено ООО «ИНВЕСТНЕРУД» в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и является в рамках данной санкции минимальным. Требования статьи 4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушен.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении соблюден. Вынесенное по делу постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы в постановлении должностного лица административного органа указано, что действием (бездействием) ООО «ИНВЕСТНЕРУД» нарушены требования пункта 7.1 Условий пользования недрами к лицензии №ЯРО 00170 ТЭ от 07.12.2015, абзац 2 пункта 1 статьи 22, пункты 2, 3, 10 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Ссылка должностного лица административного органа в мотивировочной части постановления на положения Условий пользования недрами к лицензии в ранее действующей редакции (пункты 7.1, 7.3, 7.4), не может служить основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, поскольку о существенном нарушении процессуального закона не свидетельствует. Кроме того, условия пользования недрами, касающиеся соблюдения Законов РФ и Ярославской области при пользовании недрами; обеспечения соблюдения условий выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; составления и согласования в установленном порядке плана развития горных работ и объемы потерь полезного ископаемого при добыче, маркшейдерского контроля, содержатся и в измененной редакции (подпункты 7.1.1, 7.1.2 пункта 7.1).

Приведенная судьей районного суда редакция части 2 статьи 7.3 КоАП РФ статьи, не действовавшая на момент совершения ООО «ИНВЕСТНЕРУД» административного правонарушения о существенном нарушении не свидетельствует, положения указанной статьи в ранее действовавшей редакции не исключали ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Жалоба ООО «ИНВЕСТНЕРУД» рассмотрена судьей районного суда в установленном законом порядке. Обстоятельства дела исследованы судом всесторонне, полно и объективно. Вынесенное по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ решение является обоснованным и мотивированным.

Нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 13 сентября 2021 года по жалобе законного представителя ООО «ИНВЕСТНЕРУД» - генерального директора ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 15 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ИНВЕСТНЕРУД» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ИНВЕСТНЕРУД» (ОГРН <***>) по доверенности Ячкуринских Марии Михайловны – без удовлетворения.

Судья И.Г. Сингатулина