ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-765/2016 от 01.12.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-765/2016

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 01 декабря 2016 года

Судья Ярославского областного суда Нуждин С.В.,

при секретаре Ошмариной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «БизнесПродуктГрупп» ФИО1 по доверенности ФИО2 на постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ярославской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от 16 июня 2016 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 11 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «БизнесПродуктГрупп» ФИО1,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ярославской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от 16 июня 2016 года генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «БизнесПродуктГрупп» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно постановлению правонарушение выразилось следующем: согласно распоряжению Центрального управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная проверка на объекте <данные изъяты>, находящихся в эксплуатации у Общества с ограниченной ответственностью «БизнесПродуктГрупп». Проверкой выявлены следующие нарушения:

Имеют место нарушения в организации и осуществлении производственного контроля, например функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля возложены пунктом 1.4 «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «БизнесПродуктГрупп», утвержденном ДД.ММ.ГГГГ. руководителем обособленного подразделения ФИО1 не на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации, а на начальника котельной, совмещающего обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ, пункта 8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года № 263 ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49, от 21.06.2013 г. № 526, от 30.07.2014 г. № 726), пункта 218-б Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 г. № 116.

Не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности – не прошел аттестацию в области промышленной безопасности в части проверки знаний общих требований промышленной безопасности, заместитель руководителя обособленного подразделения ФИО назначенный исполняющим обязанности генерального директора на время его отпуска приказом генерального директора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Не представлены документы, подтверждающие аттестацию генерального директора. Указанное свидетельствует о нарушении требований статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ, пунктов 4 и 13 РД от 29.01.2007 г. № 03-19-2007 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»утвержденному приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37.

«Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «БизнесПродуктГрупп», утвержденное ДД.ММ.ГГГГ руководителем обособленного подразделения ФИО1 не содержит порядок подготовки и аттестации раиотников в области промышленной безопасности, порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах. В Положении не указана дата представления в территориальный орган Ростехнадзора ежегодных сведений об организации производственного контроля и состав этих сведений. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 3, 14, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49, от 21.06.2013 г. № 526, от 30.07.2014 г. № 726).

Отсутствуют утвержденные организацией, эксплуатирующей поднадзорный объект и согласованные с территориальным органом Ростехнадзора, осуществляющим надзор за данными объектами, документы, регламентирующие расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 32 Приказа Федеральной службы но экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Не разработаны и не утверждены инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля и для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49, от г. № 526, от 30.07.2014 г. № 726), пункта 218-е Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 г. № 116.

Не проводится ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением наружный и внутренний осмотры паровых котлов не реже одного раза в ... месяцев (записи о проведении осмотров и их результатов в ремонтных журналах котлов отсутствуют). Указанное является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 218, 372 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 г. № 116.

Не разработан ежегодный план мероприятий по обеспечению промышленной опасности на ДД.ММ.ГГГГ. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановление Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 (в Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49, от 21.06.2013 г. № 526, от 30.07.2014 г. № 726).

Отсутствует эксплуатационный журнал пункта редуцирования газа. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 г. № 542, пункт 8.2.5, пункту 8.3.3 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация».

Не отражаются в ремонтных журналах паровых котлов результаты осмотра котлов до чистки с указанием толщины отложения накипи и шлама. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 218, 298 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. № 116.

Не покрыт тепловой изоляцией участок трубопровода пара (парового распределительного коллектора). Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 218, 349 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. №116.

Не проводится операторами котельной ежесменная проверка исправности действия предохранительных клапанов паровых котлов принудительным кратковременным их открыванием с отметкой в сменном журнале. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 218-а, г, 244, 274, 277 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. № 116.

Не вносятся в ремонтный журнал паропровода сведения о выполненных ремонтных работах, не вызывающих необходимость внеочередного технического освидетельствования, нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. 116-ФЗ «О промышленной опасности опасных производственных объектов»; пунктов 218-а, 345 Федеральных норм и вил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 03.2014 г. №116.

Не поставлен на учет в территориальном органе Ростехнадзора трубопровод пара, положенный в пределах здания котельной. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 218-а, 214, 251-м Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. № 116.

Не обеспечено должное хранение паспортов оборудования под давлением, не представлен паспорт трубопровода пара, расположенного в пределах здания котельной. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 218-а, 226-г Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. № 116, пунктов 16, 19 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013.

Истек установленный заводом-изготовителем срок ежегодной поверки сигнализаторов загазованности по метану и оксиду углерода, установленных в котельной (свидетельства о поверке не представлены). Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», требования руководства по эксплуатации изготовителя приборов.

Не обеспечена экспертиза промышленной безопасности здания котельной. Не проведена экспертиза здания котельной в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, указанный в заключении экспертизы промышленной безопасности рег. (раздел ...). Нарушены требования статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 218-а, 218-о Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. № 116.

Имеет место применение в котлах и экономайзерах манометров с истекшим сроком поверки. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 218, 275 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. № 116.

Отсутствуют на рабочем месте персонала разработанные наладочной организацией, утвержденные руководителей эксплуатирующей организации инструкции и режимные карты по докотловой обработке воды и регулированию качества воды. Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 294, 296 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014г. № 116.

Указанные нарушения допущены по вине должностного лица генерального директора Общества – ФИО1

Решением судьи Ярославского районного суда города Ярославля от 11 октября 2016 года постановление в отношении генерального директора ООО «БизнесПродуктГрупп» ФИО1 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

На указанные акты в Ярославский областной суд принесена жалоба защитника генерального директора ООО «БизнесПродуктГрупп» ФИО1 по доверенности ФИО2 в которой ставится вопрос об отмене вынесенных актов. Доводы жалобы сводятся к тому, что совершенное деяние должно быть признано малозначительным.

В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что нарушения, выявленные в ходе проверки, устранены. Совершенное правонарушение возможно квалифицировать как малозначительное.

Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Вина генерального директора ООО «БизнесПродуктГрупп» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

С доводами жалобы о малозначительности совершенного правонарушения согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Из указанного разъяснения следует, что при рассмотрении вопроса о том, является ли административное правонарушение малозначительным, следует оценивать конкретные фактические обстоятельства дела об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ и учитывая конкретные обстоятельства дела, административное правонарушение, совершенное генеральным директором ООО «БизнесПродуктГрупп» ФИО1, не может быть признано малозначительным, поскольку нарушения в области промышленной безопасности создают реальную угрозу безопасности неопределенного круга лиц, могут являться одной из причин аварии на производственных объектах.

Добровольное устранение выявленных нарушений после их обнаружения не является обстоятельством, свидетельствующим о его малозначительности.

Судья первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия генерального директора генерального директора ООО «БизнесПродуктГрупп» ФИО1 образуют формальный состав административного правонарушения, не требующий в качестве обязательного условия наступление какого-либо вреда.

Назначенное административное наказание соответствует санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КО АП РФ при назначении наказания соблюдены.

Вопрос о привлечении лица к административной ответственности разрешен в установленный законом срок.

Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом в соответствии с его компетенцией.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.

Порядок и процедура привлечения ФИО1, в том числе в части сбора доказательств по делу, составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по нему постановления, соблюдены.

Таким образом, оснований для отмены постановления административного органа и судебного акта не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Ярославской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 от 16 июня 2016 года и решение судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 11 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «БизнесПродуктГрупп» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу защитника генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «БизнесПродуктГрупп» ФИО1 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Нуждин С.В.