Дело № 30-2-80/2018
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 27 февраля 2018 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Атомэнергомонтаж» по доверенности Груздевой Юлии Александровны на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13 июня 2017 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Атомэнергомонтаж»,
установила:
13 июня 2017 года старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в отношении АО «Атомэнергомонтаж» вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. АО «Атомэнергомонтаж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует: 22 мая 2017 года проведено обследование участка местности на берегу реки <адрес>. На момент обследования ширина уреза воды в минимальной точке – 27 метров, в максимальной точке – 43 метра. В результате осмотра установлено, что в водоохраной зоне на асфальтированной набережной находится экскаватор, который осуществляет съем грунта и перекладывает его в самосвал, находящийся там же. Затем самосвал отъезжает, а экскаватор спускается к урезу воды и продолжает снимать грунт. На протяжении 100 метров по набережной в грунт установлены металлические трубы (сваи). Установлено, что работы выполняются АО «Атомэнергомонтаж» на основании муниципального контракта от 26 апреля 2017 года на проведение работ по берегоукреплению правого берега реки Волга.
Вместе с тем, проведение указанных работ уполномоченным органом Федерального агентства по рыболовству согласовано в период с 15 июня по 15 мая.
Таким образом, АО «Атомэнергомонтаж» использовал прибрежную защитную полосу водного объекта водоохраной зоны с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, что является нарушением частей 15, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года № 1045.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 декабря 2017 года постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13 июня 2017 года оставлено без изменений.
На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником АО «Атомэнергомонтаж» по доверенности Груздевой Ю.А. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13 июня 2017 года и решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 декабря 2017 года.
В жалобе указано следующее: вина АО «Атомэнергомонтаж» отсутствует, так как на основании заключенного муниципального контракта на нем лежала обязанность в установленные данным контрактом сроки выполнить работы по берегоукреплению правого берега реки Волга. В случае начала работ после 15 июня данные условия контракта были бы нарушены со стороны АО «Атомэнергомонтаж».
В деле отсутствуют доказательства того, что действиями АО «Атомэнергомонтаж» причинен вред водным биологическим ресурсам, поскольку все работы осуществлялись обществом на суше, без захода в воду. Нарушения требований статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации по делу также не установлено.
В жалобе приводятся доводы о возможности назначения в отношении АО «Атомэнергомонтаж» административного наказания в виде предупреждения на основании части 1 статьи 4.1.1 и статьи 3.4 КоАП РФ.
Кроме того, в жалобе указывается на нарушение административным органом процессуальных норм ненадлежащим извещением АО «Атомэнергомонтаж» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ненаправлении в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копии определения о возбуждении данного дела об административном правонарушении и копии постановления о назначении административного наказания.
В судебное заседание законный представитель или защитник АО «Атомэнергомонтаж» не явились.
Исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что вынесенные по настоящему делу постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13 июня 2017 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 декабря 2017 года подлежат отмене, дело об административном правонарушении – направлению на новое рассмотрение должностному лицу, уполномоченному на рассмотрение данного дела об административном правонарушении.
Статьей 1.6 КоАП РФ установлен принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.Статьей 25.1 КоАП РФ закреплено право на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе его право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении. Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Из материалов дела следует, что 1 июня 2017 года старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по результатам изучения определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 5 мая 2017 года и протокола об административном правонарушении от 1 июня 2017 года определил вызвать законного представителя АО «Атомэнергомонтаж» - генерального директора Лаврухина С.Е. для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении 13 июня 2017 года. Указанное определение, а также копия протокола об административном правонарушении от 1 июня 2017 года направлены в адрес АО «Атомэнергомонтаж» заказным почтовым отправлением. Согласно отчету об отслеживании данного отправления заказное письмо сдано в отделение связи 7 июня 2017 года и 14 июня 2017 года получено адресатом. Таким образом, уведомление о времени рассмотрения дела об административном правонарушении получено АО «Атомэнергомонтаж» после рассмотрения его должностным лицом административного органа 13 июня 2017 года. Следовательно, данное уведомление нельзя признать надлежащим. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству сведениями об извещении АО «Атомэнергомонтаж» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не обладал. Оснований для рассмотрения данного дела об административном правонарушении в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленных в части 2 статьи 25.1, пункте 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ у старшего государственного инспектора не имелось. При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что при вынесении постановления о назначении административного наказания в отношении АО «Атомэнергомонтаж» должностным лицом Федерального агентства по рыболовству существенно нарушены требования процессуальных норм КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело об административном правонарушении. При рассмотрении жалобы АО «Атомэнергомонтаж» на постановление о назначении административного наказания судья городского суда надлежащей оценки данным обстоятельствам не дал. Существенное нарушение процессуальных норм КоАП РФ в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены вынесенных по настоящему делу постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13 июня 2017 года и решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 декабря 2017 года. Поскольку установленный в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение не истек, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение должностному лицу Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо установить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, в том числе проверить соблюдение процессуальных норм при извещении законного представителя АО «Атомэнергомонтаж» о составлении протокола об административном правонарушении, проверить в действиях АО «Атомэнергомонтаж» наличие состава административного правонарушения, в том числе в части установления времени и места совершения правонарушения, а также тех нормативных актов, которые нарушены действиями АО «Атомэнергомонтаж», дать оценку иным доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решила: Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско – Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13 июня 2017 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Атомэнергомонтаж» отменить, дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Атомэнергомонтаж» направить на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Судья Е.Ю. Щеголькова