ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-83/2024 от 12.02.2024 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Русинова Л.М. Дело №30-2-83/2024

(УИД 76RS0014-02-2023-000736-64)

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 12 февраля 2024 года

Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при секретаре Масловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области ФИО5 на решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 25 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области ФИО1,

установил:

22.09.2023 заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее УФК по ЯО) вынесено постановление о назначении административного наказания № 23-08/247-2023, согласно которому министр жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа 20 000 руб.

Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 25.12.2023 указанное постановление отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Ярославский областной суд, заместитель руководителя УФК по ЯО ФИО5 просит решение судьи районного суда отменить, оставив без изменения постановление о назначении административного наказания. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права, несоответствию выводов, изложенных в решении судьи, обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель УФК по ЯО по доверенности ФИО6 доводы жалобы поддержала.

В судебное заседание вызывались и не явились ФИО1, его защитник ФИО7, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав представителя УФК по ЯО по доверенности ФИО6, исследовав письменные материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из представленных материалов дела следует, что в период с 05.09.2022 по 14.10.2022 Федеральным казначейством проведена проверка департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, по результатам которой в адрес департамента направлено Представление от 08.12.2022 № 17-02-02/30874-ДСП с требованием в срок до 31.03.2023 принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-8 Представления. Информацию о результатах исполнения Представления с приложением подтверждающих документов Департаменту необходимо было представить в Федеральное казначейство не позднее 07.04.2023.

Департаментом по результатам рассмотрения Представления в адрес Федерального казначейства направлено письмо от 07.04.2023 № ДМП.ИХ.18-11/2023, в котором указывалось, что нарушения, изложенные в пунктах 1, 2, 3 Представления обжалованы в Арбитражном суде г. Москвы (дело № А40-45407/2023). По остальным пунктам представления сообщалось следующее:

- по пункту 4 Представления сообщалось, что кредиторская задолженность, образовавшаяся на 01.07.2022, погашена в полном объеме. В соответствии с приказом о проведении инвентаризации от 30.11.2022 № 106 и последующим решением инвентаризационной комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых и финансовых активов ДЖКХ ЯО, отраженном в протоколе заседания рабочей инвентаризационной комиссии от 30.11.2022, о признании кредиторской задолженности на сч.302.45 просроченной и невостребованной и списании ее с балансового учета, приказом Департамента от 30.11.2022 № 107 «О списании кредиторской задолженности» просроченная кредиторская задолженность перед ООО «Велмекс» в сумме 2 435 700,37 руб. была списана с балансового учета;

- по пункту 5 Представления сообщалось, что в соответствии с приказом о проведении инвентаризации от 14.10.2022 № 91 и последующим решением инвентаризационной комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых и финансовых активов Департамента, отраженном в Протоколе заседания рабочей инвентаризационной комиссии от 24.10.2022, о признании кредиторской задолженности на сч.302.44, сч.302.45 просроченной и невостребованной и списании ее с балансового учета, приказом Департамента от 24.10.2022 № 92 «О списании кредиторской задолженности» просроченная кредиторская задолженность в сумме 222 866,00 руб. была списана с балансового учета;

- замечания по пункту 6 учтены, кредиторская задолженность погашена и усилен контроль за недопущением искажения показателей бюджетной отчетности;

- замечания по пункту 7 учтены, субсидия предоставляется на основании заявления о предоставлении субсидии, прилагаемого к комплекту документов в полном объеме в соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 Порядка от 25.07.2014 № 721-п, усилен контроль над проверкой документов, представляемых в Департамент для получения субсидии из областного бюджета.

В адрес Федерального казначейства поступило письмо Департамента от 27.04.2023 № ДСП.ИХ.18-17/2023 с просьбой о продлении срока исполнения Представления от 08.12.2022 № 17-02-02/20874-ДСП по пунктам 1,2,3 в виду их обжалования в Арбитражном суде г.Москвы.

В письме от 05.05.2023 № 17-02-02/12267-ДСП Федеральное казначейство проинформировало о рассмотрении ответа Департамента от 07.04.2023, указывая о продлении срока устранения причин и условий совершения нарушений, отраженных в пунктах 1-3 Представления до рассмотрения по существу искового заявления в суде; по пункту 8 Представления считает требования исполненными и в связи с исполнением снимает с контроля, а также указывает, что документы, подтверждающие исполнение пунктов 4-7 Представления к письму не приложены.

Письмом от 23.05.2023 № Их.18-21/2023 ДСП за подписью директора Департамента ФИО1 Департамент дополнительно направил в адрес Федерального казначейства документы: приказ Департамента от 14.10.2022 № 91, протокол заседания рабочей инвентаризационной комиссии от 24.10.2022, приказ от 24.10.2022 № 92, бухгалтерскую справку № 2849 от 24.10.2022, приказ от 29.11.2022 № 107, протокол заседания рабочей инвентаризационной комиссии от 30.11.2022, приказ от 29.11.2022 № 106, бухгалтерскую справку № 3255 от 30.11.2022, оборотную ведомость за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области от 27.04.2023 № ДСП.ИХ.18-17/2023.

В письме Федерального казначейства от 23.08.2023 № 17-02-02/23772-ДСП Департаменту сообщено, что проведение инвентаризации и последующее списание просроченной кредиторской задолженности не свидетельствует об исполнении требовательной части Представления в части устранения причин и условий, нарушений, указанных в пунктах 4-7, так как предпринятые Департаментом меры не направлены не недопущение впредь аналогичных нарушений, а также не предполагают корректировку сложившегося подхода у учету и принятию своевременных решений о списании просроченной кредиторской задолженности.

Согласно Распоряжению Губернатора Ярославской области от 30.03.2022 № 138-рлс с 01.04.2022 на должность директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области назначен ФИО1

Подпунктом 1 пункта 8 должностного регламента государственного гражданского служащего Ярославской области, замещающего должность директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, предусмотрено, что директор департамента обязан руководить департаментом, организовывать и контролировать его деятельность.

Распоряжением Губернатора Ярославской области от 22.08.2023 № 247-рлс с 01.09.2023 должность директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, занимаемая ФИО1, переименована в должность министра жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области.

07.09.2023 начальником Контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Ярославской области составлен протокол о совершении министром жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя УФК по ЯО ФИО5 о назначении административного наказания № 34-08/247-2023 от 22.09.2023 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ. Согласно постановлению, административное правонарушение выразилось в том, что являясь директором департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области в период с 01.04.2022 по 01.09.2023, ФИО1 не исполнил требования по пунктам 4,5,6,7 Представления Федерального казначейства от 08.12.2022 № 17-02-02/30874-ДСП в полном объеме в срок до 31.03.2023 и предоставлению в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности не позднее 07.04.2023.

Отменяя постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья районного суда исходил из того, что протокол об административном правонарушении составлен с существенными недостатками, в силу которых является недопустимым доказательством, а именно: в нарушение части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не приведены сведения о дате рождения ФИО1

Указанные выводы судьи районного суда являются преждевременными, не учитывают следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Из протокола об административном правонарушении от 07.09.2023 следует, что он составлен в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области ФИО1, являвшегося в период с 01.04.2022 по 01.09.2023 директором департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области. В протоколе об административном правонарушении приведены данные о месте рождения ФИО1, документе, удостоверяющем его личность, регистрации ФИО1 по месту жительства. Таким образом, сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, в данном протоколе указаны. Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о дате рождения ФИО1 в рассматриваемом случае не может служить безусловным основанием для признания данного доказательства недопустимым.

Кроме того, соответствующие сведения о дате рождения ФИО1 содержатся в постановлении о назначении административного наказания, т.е. данный недостаток протокола об административном правонарушении был восполнен при рассмотрении дела об административном правонарушении. В материалы дела об административном правонарушении представлены Распоряжение от 30.03.2022 № 138-рлс о назначении ФИО1 с 01.04.2022 на должность директора департамента жилищно-коммунального хозяйства, а также распоряжение от 22.08.2023 № 247-рлс о переименовании должности, замещаемой ФИО1, в должность министра жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области.

Вместе с тем, указанные обстоятельства судьей районного суда не учтены, оценка представленным в материалы дела доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ судьей районного суда не дана.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Дело об административном правонарушении рассмотрено заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области. Согласно постановлению о назначении административного наказания, местом рассмотрения дела является адрес: <...>, который территориально относится к Дзержинскому району г. Ярославля.

Таким образом, исходя из места рассмотрения дела об административном правонарушении, дело по жалобе на постановление об административном правонарушении по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежало рассмотрению в Дзержинском районном суде г. Ярославля.

Жалоба на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, рассмотрена судьей Кировского районного суда г. Ярославля с нарушением правил подсудности.

Из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ следует, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 №623-О-П и от 15.01.2009 №144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Таким образом, судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуального закона, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело.

В настоящее время установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не истек.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 25.12.2023, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит отмене. Дело с жалобой ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 22.09.2023 № 34-08/247-2023 подлежит направлению в Дзержинский районный суд г. Ярославля со стадии принятия жалобы к рассмотрению.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 25 декабря 2023 года, принятое по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области ФИО1, отменить.

Дело с жалобой ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 22 сентября 2023 года № 34-08/247-2023 по делу об административном правонарушении направить в Дзержинский районный суд г. Ярославля со стадии принятия жалобы к рассмотрению.

Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.И.Бисерова