ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-95/16 от 18.02.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-95/16

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 18 февраля 2016 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора Общества с ограниченной ответственностью «Промышленная база» Гладышева Е.В. по доверенности Семенова А.В. на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 14 октября 2015 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Промышленная база» Гладышева Е.В., и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в области охраны окружающей среды и природоохранных требований от 14 октября 2015 года,

установила:

14 октября 2015 года государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Промышленная база» Гладышева Е.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Гладышев Е.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Как следует из постановления, правонарушение выразилось в том, что Гладышев Е.В. не воспрепятствовал несанкционированному размещению отходов литейного производства на принадлежащем ООО «Промышленная база» земельном участке по адресу: <адрес>, которое имело место в ДД.ММ.ГГГГ.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: ООО «Промышленная база», имея намерение на строительство подъездных путей к промышленной площадке ООО «Промышленная база», расположенной по вышеуказанному адресу, заключило с ООО <данные изъяты> договор поставки строительных материалов (грунта, щебня, песка). ООО <данные изъяты>, в свою очередь, с целью исполнения указанного договора, заключило договор поставки строительных материалов с гражданином ФИО.

ФИО является владельцем автомобиля <данные изъяты> и состоит в трудовых отношениях с ООО <данные изъяты>, которое, в свою очередь, на основании договора аренды предоставляет автотранспорт ОАО <данные изъяты> для вывоза с территории данного предприятия отходов литейного производства, относящихся к V классу опасности.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанных договоров с территории ОАО <данные изъяты> вывезены отходы литейного производства на автомобиле <данные изъяты>, владельцем которого является ФИО, под управлением водителя ФИО1. Отходы размещены на промышленной площадке ООО «Промышленная база».

Таким образом, Гладышев Е.В., как руководитель ООО «Промышленная база», не воспрепятствовал размещению данных отходов в нарушение ст.ст. 39, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес Гладышева Е.В. старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды 14 октября 2015 года внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.

Решением судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 декабря 2015 года постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 14 октября 2015 года оставлено без изменений.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником Гладышева Е.В. по доверенности Семеновым А.А. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 14 октября 2015 года и решения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 декабря 2015 года, представления от 14 октября 2015 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Жалоба обоснована следующим: деяние, совершенное Гладышевым Е.В. неверно квалифицировано, поскольку никаких действий в сфере оборота отходов потребления он не совершал. Отсутствует субъективная сторона правонарушения, так как о происхождении завезенного строительного материала на площадку ООО «Промышленная база» Гладышеву Е.В. известно не было. Факт того, что завезенный материал является опасным веществом, административный орган не доказал, сбор доказательств в этой части не осуществлялся.

В судебном заседании защитник Гладышева Е.В. по доверенности Семенов А.А. жалобу поддержал.

Старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Андрианова О.А. в удовлетворении жалобы возражала.

Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что вынесенные по настоящему делу постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 14 октября 2015 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 декабря 2015 года, представление от 14 октября 2015 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 указанного Федерального закона обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Собранными по делу доказательствами факт осуществления Гладышевым Е.В. деятельности по обращению с отходами производства не доказан.

Из материалов дела не следует, что директор ООО «Промышленная база» Гладышев Е.В. заключил договор с ООО <данные изъяты> на поставку строительных материалов, подразумевая под ними отходы литейного производства ОАО <данные изъяты>.

Совершенные Гладышевым Е.В. действия по заключению договора поставки и предоставлению производственной площадки для размещения поставленных материалов положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не регулируются.

Формулировка противоправного деяния Гладышева Е.В., приведенная должностным лицом административного органа в постановлении, как несоблюдение экологических требований в области обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, выразившееся в непринятии мер по воспрепятствованию организации мест несанкционированного размещения отходов литейного производства – «стержневых смесей литейного производства отработанных (горелая земля)», не соответствует понятию «обращение с отходами производства и потребления» и диспозиции статьи 8.2 КоАП РФ.

Положения статьей 39 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 11 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» содержат значительный перечень обязанностей лиц, эксплуатирующих здания и сооружения, а также участвующих в процессе обращения с отходами производства и потребления.

Нарушение Гладышевым Е.В. приведенных в данных нормах обязанностей не конкретизировано в постановлении и не доказано.

В судебном заседании старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Андрианова О.А. пояснила суду, что Гладышев Е.В. имел возможность визуально определить, что поставленные ему строительные материалы являются отходами литейного производства.

Однако, нормы законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами производства, которые в таком случае должен был исполнить Гладышев Е.В., государственный инспектор не привела. Постановление о назначении административного наказания также таких доводов не содержит.

При таких обстоятельствах, полагаю, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в действиях Гладышева Е.В. не доказан.

Вынесенные по настоящему делу постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 14 октября 2015 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 декабря 2015 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Внесенное в адрес Гладышева Е.В. по результатам рассмотрения данного дела об административном правонарушении представление подлежит отмене.

Факт совершения Гладышевым Е.В. правонарушения не доказан.

Кроме того, представление не содержит указания на то, какие причины и условия совершения правонарушения установило должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Гладышева Е.В. Представление также не содержит указания на те меры, которые должен предпринять Гладышев Е.В. в целях устранения данных причин и условий.

Представление содержит описание правонарушения Гладышева Е.В. и предложение принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения, без их конкретизации.

При таких обстоятельствах, представление, вынесенное 14 октября 2015 года, незаконно не только в связи с отсутствием оснований для его внесения, но и в связи с несоответствием представления требованиям части 1 статьи 29.13 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила

Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 14 октября 2015 года и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Промышленная база» Гладышева Е.В. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в области охраны окружающей среды и природоохранных требований от 14 октября 2015 года, вынесенное старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды, отменить.

Судья Е.Ю. Щеголькова